Папки-передвижки

Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ

Стародубцев Евгений
Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема инвалидности, учитывая ее медицинское, социальное, моральное и экономическое значение. Число детей-инвалидов в России, как и во всем мире, неуклонно растет. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России фактически приобрела общенациональный характер.

Публикация «Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах

В научной литературе и социальной практике существуют различные подходы к выбору технологий работы с этой категорией детей. В то же время отличительной чертой любого дошкольника является постоянный рост и развитие, что проявляется в количественных и качественных изменениях организма относятся функциональная и морфологическая дифференциация всех органов и тканей, их структурная перестройка. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают по-разному: периоды быстрого темпа сменяются медленным развитием. Кроме того, каждый орган и система имеет свои собственные закономерности формирования. Формирование движений и двигательных способностей ребенка является одной из важнейших составляющих его физического развития.

Развитие физических характеристик является основой обучения, и это должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащегося. Физическими качествами называют силу, выносливость, ловкость, гибкость и быстроту, которые проявляются только при выполнении определенных двигательных действий. Развитие физических характеристик, достижение высоких показателей общей физической подготовленности эффективно решается посредством подвижных игр и занятий физической культурой[2].

Игра представляет собой исторически сложившееся социальное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, досуга, физической культуры и общего социального воспитания. Она отражает все сферы материального и духовного творчества. Подвижные игры несут в себе оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Педагог А. С. Макаренко высоко оценил роль игры : «у ребенка есть страсть к игре, и она должна быть удовлетворена. Мы должны не только дать ему время поиграть, но и насытить всю его жизнь этой игрой». Развивается определенный опыт двигательных навыков, который является неотъемлемой частью двигательной культуры. Наиболее эффективным средством развития моторики детей являются именно подвижные игры [1].

Целенаправленная игровая нагрузка стимулирует организм умственно отсталого ребенка и соответствует удовлетворению потребности в естественном движении больше, чем иные средства. Подвижная игра не только борется с гипокинезией, но и помогает восстановить утраченное здоровье, укрепить все функции организма и развить физические способности.

Подвижные игры используют привычные и доступные формы естественных движений: ходьба, бег, лазание, прыжки, упражнения с мячом, в которых отсутствуют сложные приемы и тактика, а правила всегда можно изменить в зависимости от физических и интеллектуальных способностей ребенка. Желание играть - это основной стимул, который побуждает ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети с удовольствием и интересом делают то, что вне игры кажется скучным и трудным, поэтому психические и эмоциональные проблемы в игре легко преодолеваются.

Именно подвижные игры играют решающую роль в формировании двигательной активности детей-инвалидов. В игре ребенок может показать себя и свой внутренний мир. В подвижных играх дети не только бегают, но и догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не только прыгают, но изображают животных и персонажей и т. д. Таким образом, значение специальных вспомогательных игр для умственно отсталых детей заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую области. Быстро меняющаяся ситуация игры показывает высокие требования к эффективности нейронных процессов скорости реакции и нестандартности действий. Игры заставляют мыслить наиболее экономно, приспосабливаться к обстановке и реагировать на действия партнеров. Ребенок, играющий, должен выбирать и совершать из целого множества операций одну, которая, согласно его мнению, может привести его к успеху. ем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее будет мыслительный процесс. Поэтому с помощью игры ребенок с умственной отсталостью развивается интерес, мысль, внимание, воображение, память, моторика, речь, умственное развитие деятельности и общая познавательная деятельность [3].

Данный эффект достигается за счет полу функциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений инициирует активную мозговую деятельность, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, которые обеспечивают движение. Особенно ярко такая взаимозависимость проявляет себя в реализации межпредметных связей, когда основные целенаправленные двигательные действия организованные в виде игры, эстафет, ролевых и имитационных игр, осуществляемых под загадки, стихи, скороговорки, с решением простейших математических задачек, упрощают процесс усвоения счета, понятий о количестве, величине, направлении, форме, амплитуде; активизируют правильное звукопроизношение и речевую деятельность; расширяют словарный запас, улучшают память, моторику мелких мышц рук и внимание.

Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Таким образом, сама детская игра работает, пробуждая любопытство детей и заключая в себе необходимые компоненты развития личности, выступает как средство духовного развития. В игре происходит формирование межличностных отношений, привычек и правил поведения. Дети взаимно познают друг друга и нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, фантазируют, то есть в игре происходит активное развитие личности, имеющей большое социальное значение. При выборе подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное состояние, характер и поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно, а эмоциональное напряжение и усталость способны вызывать внутренний дискомфорт, часто выражающийся чрез нарушение поведения, капризы, ссоры, драки. Либо же могут быть вызваны другие состояния: пассивность, нежелание вступать в межличностные контакты, отстраненность. Однако с помощью подвижных игр можно преодолеть эмоциональное напряжение [2].

Физическое воспитание и физическое развитие детей с ограниченными возможностями должны быть направлены на решение двух типов проблем:

1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.

2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предотвращение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного телосложения и правильной осанки; закрепление потребности в различных видах двигательной активности; развитие движений и двигательных качеств, умственной и физической работоспособности; тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем; закаливание.

Специфические задачи: создание особых условий, стимулирующих физическое развитие ребенка; профилактика инфекционных и простудных заболеваний; реализация системы корректирующих и восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование базовых движений, физических характеристик и предотвращение вторичных отклонений в физическом развитии. Коррекционная ориентация должна пронизывать содержание всей работы по физическому воспитанию детей рассматриваемой категории, в том числе при реализации общих задач.

Публикации по теме:

Значение подвижных игр в развитии детей раннего возрастаЗначение подвижных игр в развитии детей раннего возраста Подвижная игра влияет как на физическое развитие, так и на эмоционально-умственное развитие ребенка. Игра совершенствует и формирует новые.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 11:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Стародубцев Евгений в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД