Ольга Сунгурова
Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнять с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Влияние общеразвивающих упражнений многогранно : они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.
Темочки:
Общеразвивающие упражнения имеют ряд характерных особенностей: они легко поддаются расчленению, точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц, на определенные системы организма - в зависимости от конкретных педагогических задач. Например, для формирования правильной осанки подбираются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, для улучшения дыхания (укрепляются диафрагма, межреберные мышцы и т. д.).
Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных движениях, где каждая фаза непосредственно связана с другой (например разбег в прыжках переходит в толчок, толчок в полёт т. д).
Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений. В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.
Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями, они помогают овладеть основами всех движений.
Значительное место занимают общеразвивающие упражнения в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и прежде всего, необходимы как средство оздоровления, укрепления своевременного организма, а также для развития сознательного управления движениями. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, эти упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Большую роль оказывают упражнения в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это является важной задачей в физическом воспитании детей, так как в период дошкольного возраста происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса (в особенности из исходного положения лежа). Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяет формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.
Активное дыхание, т. е обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому необходимо большое количество кислорода, поглощаемого в час на 1 кг веса. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание, так как значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка ещё не сформирован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких. При обычном двигательном режиме она составляет в среднем 900-1600 мл. Дыхание детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это не благоприятно влияет на глубину дыхания. Общеразвивающие упражнения способствуют ритмичности дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.
Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеобразовательных упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений. Этой цели служат упражнения ритмичные, многократно повторяющиеся. (приседания, подскоки и т. д.)
Большое значение оказывают упражнения для развития нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями обогащает и умственное развитие детей.
Как правило, эти упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплинированности.
Движения становятся более совершенными, когда упражнения выполняются в сопровождении музыки. В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный) и движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и могут быть легкими, мягкими, плавными, спокойными.
Музыка может способствовать большей амплитуде движений или, наоборот влиять на их экономность, сдержанность, четкость. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, правильно отражающими характер музыкального произведения. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, под влияние которого в пределах возрастных возможностей появляется выразительность движений.