Анастасия Журавлева
Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль народной сказки в воспитании духовно - нравственных качеств дошкольников
Аннотация: Статья посвящена результатам исследования роли народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников. Особое внимание уделяется рассмотрению востребованности духовно-нравственного развития подрастающего поколения. В статье представлены как авторское мнение о изучаемом вопросе, так и мнение известных педагогов, изучающих педагогическое влияние фольклора на детей. По итогам теоретического исследования роли народной сказки на духовно-нравственное развитие дошкольников и восприятия дошкольников русских народных сказок сделаны выводы.
Публикация «Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, нравственное воспитание, фольклор, народная сказка, добро и зло, восприятие.
Воспитание духовно-нравственных качеств была и остается одной из главный проблем педагогики.
Рассматривая множество трактовок термина «духовно-нравственное воспитание» нами сделан вывод, что все они сходят к тому, что духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека. Духовно-нравственное становление подразумевает под собой формирование таких качеств как : нравственное сознание, нравственного облика, нравственного поведения и нравственной позиции.
Несмотря на множество трактовок данного термина в педагогической литературе, большинство авторов сходятся во мнении, что духовно-нравственное воспитание начинается в дошкольном возрасте, и к началу школьной жизни ребенок уже имеет знания о нормах поведения, морали и этики. Основная цель духовно-нравственного воспитания современных детей – это формирование равноправного члена коллектива, с одной стороны, и яркой самобытной личности с другой. Ведь умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здоровая самооценка, творческое и новаторское мышление, умение открыто выражать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Но зачастую знание нравственных норм не гарантирует их соблюдения, и сегодня духовно-нравственное воспитание дошкольников - не последнее место в педагогике.
Востребованность духовно-нравственного развития подрастающего поколения на современном этапе связано прежде всего с широким распространением случаев детской жестокости и агрессивности. Девиантное поведение, игнорирование моральных норм, неспособность выстраивать отношения в детском коллективе становится обыденностью под влиянием современных увлечений мультфильмами, которые далеки от морали. Под влиянием современного телевиденья и интернета у дошкольников искажается понимание о духовных и моральных нормах и идеях, о добре и зле, справедливости и милосердии.
Но с рождения ребенок нацелен на идеал добра, поэтому с самого младшего возраста необходимо воспитывать в нем правильное представление об этом мире, помочь понять его красоту на доступном ему языке.
Одним из наиболее эффективных инструментов духовно-нравственного воспитания выступают народные сказки. Народные сказки, как часть фольклора - достаточно сложное, «коллективное» искусство. В их произведениях сочетаются всевозможные элементы словесного, музыкального и театрального искусства. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.
Такой яркий и выразительный материал, как народная сказка, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для формирования нравственной позиции, знакомства с общечеловеческими нормами морали и этики, обогащения внутреннего мира ребенка, развития способности видеть прекрасное. Ее композиция, яркий контраст доброго и зла, фантастический и определенный в их моральных изображениях, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, раскрывает благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм, что делает ее особенно интересной и захватывающей для детей.
Сказки, по мнению лучших педагогов, незаменимое чтение для детей как в образовательном, так и в воспитательном плане. Чтение сказок производит самое сильное впечатление на ребенка в начале пробуждения его сознательной жизни. Чудесный мир народных сказок отличается безграничной фантазией, и может служить нормальной умственной пищей для детства.
Между ребенком и сказкой существует тесная связь, а в системе образования именно сказки могут считаться первым начальным звеном во всей дальнейшей цепи психического развития подрастающих поколений. С. И. Тарасова говорила, что сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам ребенок в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает, наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона - основах морали и нравственности. Сказка дарит ребенку веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час» [4, c. 58].
Главной отличительной чертой народной сказки, как отмечает О. И. Давыдова, являются: простота построения, динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, незамысловатые синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм повествования. Тексты, представленные в народных сказках, рассчитаны на образное, зрительное восприятие и быстрое запоминание, зачастую они повторяют одни и те же сюжетные мотивы [2, c. 94].
Народная сказка, по мнению С. И. Тарасова, это отражение душевной и нравственной жизни каждого народа, в ней есть не только продукт наивной фантазии, выражение известных эстетических потребностей, она учит быть добрыми и справедливыми, сопротивляться злу, презирать лукавых и льстецов, а смысл ее гораздо шире и серьезнее чем может показаться на первый взгляд [4, c. 51].
Мы согласны с мнением Г. Н. Волкова, что народная сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных указаний, просто показывает, что может случиться, если человек поступает дурно, не по совести [1, c. 8]. С помощью сказки педагог может развить у ребенка: усидчивость, мышление, речь, память, внимание, воображение, чувство юмора. Но такой эффект возможен только тогда, когда ребенок заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Ведомый захватывающим сюжетом, ребенок проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла. Сказка является незаменимым инструментом для формирования морально здоровой личности ребенка, помогает понять красоту мира на доступном языке.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится конкретной деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Принимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя с сказочными героями, и это позволяет ему чувствовать и понимать. То, что он не один, имеют проблемы и опыт. С другой стороны, с помощью сказочных изображений ребенку предлагают результаты своих различных сложных ситуаций, способы разрешения конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веры в себя.
Тем самым сказка выступает отражением душевной и нравственной жизни каждого народа, в ней есть не только продукт наивной фантазии, выражение известных эстетических потребностей, она учит быть добрыми и справедливыми, сопротивляться злу, презирать лукавых и льстецов, а смысл ее гораздо шире и серьезнее чем может показаться на первый взгляд.
Сказка выступает эффективным средством народно педагогики. В ней заложены традиционные представления русского народа о добре и зле, в ней представлены классические образы народной педагогической мудрости. Мудрость, заложенная в сказке, представлена детям в понятной им форме, простой, но яркий сюжет, испытания герое носят воспитательный и нравственный характер, а Добро всегда побеждает Зло.
Согласно Н. Г. Волкову, сказка является одним из основных видов устного народного творчества. Это вымышленное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Она пришла к нам из глубины веков. На протяжении тысячелетий народы передавали и передавали из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человек живет в мире и взаимодействует с ним, не нарушая его законов, так сказки формируют нравственные ценности и мировоззрение человека [1 c. 43].
Таким образом, мы пришли к выводу, что народная сказка прочно вошла в детскую жизнь. По своей сути она полностью соответствует характеру маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, отличить добро от зла. народная сказка выступает эффективным средством воспитания творческой, нравственной, открытой личности, тем самым воспитывая духовно-нравственное качества дошкольников.
Используя народную сказку, как средство воспитания духовно-нравственных качеств, педагог должен уделять особое внимание отбору произведений, способу чтения и ведения бесед о произведениях искусства, чтобы сформировать у детей гуманные чувства и этические представления, передать эти идеи в жизнь и деятельность детей (насколько чувства отражаются детьми, пробуждаемыми искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Подбирая литературу для детей, необходимо помнить, что нравственное, духовное и этическое воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Использованные источники
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
2. Давыдова О. И. Этнопедагогика народной сказки : учебное пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 174 с.
3. Коняева Е. А. Законы воспитания / Е. А. Коняева, А. Н. Павлова. // Классный руководитель. – 2018. – № 6. – С. 9-11.
4. Тарасова С. И. Основы народной педагогики : учебное пособие для вузов / С. И. Тарасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 158 с.
5. Уранова Г. Г. Формирование начатков нравственного долга у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук:/ Г. Г. Уранова. – Минск: [б. и. ], 1985. – 20 с.