Ирина Чернышева
Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей».
Пальчиковая гимнастика для малышей.
Цель: познакомить родителей с методами и приемами развития мелкой моторики; с теоретической частью для осознанного включения родителей в педпроцесс.
Публикация «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей,» размещена в разделах
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующим его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции центральной нервной системы. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, развивают речь детей. Таким образом, целенаправленный и систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом являются естественным средством развития речи ребенка.
Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
- При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями;
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
- Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории;
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.
Как проводить пальчиковую гимнастику?
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
- «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход», он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река», росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
-Игровые задания должны постепенно усложняться.
-Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
-Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера).
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует.
- Недопустимо переутомление ребенка в игре.
Мы рекомендуем такие игры:
-Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее-холодное»; «Мокрое-сухое».
-Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие).
-Игры с пластилином.
-Игры с бумагой: «снежинки»(1-нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».
-Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками».
-Игры на выкладывание: «Составление целого из частей»- разрезные картинки(2 части, кубики мозаика.
Перспектива:
Развитие мелкой моторики через народные пальчиковые игры способствует гармоничному развитию ребенка как художественно-эстетической, социально-личностной, так и познавательно- речевой сфере.