Францева Нина
Роль малых фольклорных жанров в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, колыбельные песенки, заклички, небылицы, пословицы, загадки, считалки, чистоговорки и скороговорки, сказки.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы.
Публикация «Роль малых фольклорных жанров в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, позволяют развивать творческие способности детей. Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль. Использование устного народного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в тоже время способствуют развитию активной речи ребенка.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувство ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.
В старшем дошкольном возрасте детям читают, пословицы, считалки, небылицы, чистоговорки и скороговорки, загадки, драматизация сказок, театрализованные игры. Дети могут своими силами устраивать концерты для малышей.
В работе с детьми дошкольного возраста одной из серьезных задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи.
Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, т. е развивается голосовой аппарат.
Упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука – слоговых сочетаний.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, развивает творческую фантазию, образную речь, воспитывает художественный вкус.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.
Применение фольклора на занятиях в ДОУ способствует развитию диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.