Любовь Башманова
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Почему это происходит? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. К возникновению речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также первые годы жизни ребенка.
Публикация «Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Нарушения речи, если они наступают у взрослого человека, скоро обращают на себя внимание и рассматриваются окружающими как патология. Если же нарушается речевой процесс у ребенка, то выявление дефектов обычно происходит с запозданием. Это понятно, так как речь ребенка развивается и родителям неясно, где норма, где патология, где лежит допустимый рубеж в запаздывании речевого развития и чем грозит это запаздывание.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Ведь современная жизнь требует от детей идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Осуществление своевременной коррекционной помощи детям с нарушением речи в условиях детского сада – залог не только успешного последующего обучения их в школе, но и успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.
Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотной речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности и чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с нарушениями в его развитии. Поэтому успех коррекционной работы напрямую зависит от своевременности и правильности поставленного диагноза, выбора методик, практических навыков специалиста, материальной базы.
Неуклонное ухудшение, по результатам статистики, речевой деятельности, обуславливает актуальность функционирования эффективной логопедической помощи в дошкольном учреждении. Ведь чем раньше будет выявлена причина этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, принадлежит специализированным детским садам и группам. Освоение элементов грамоты уже в детском саду положено в основу коррекционного обучения, это обязательная подготовка детей к обучению в школе.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Скудность речи, неумение связно излагать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка, в овладении учебными навыками. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:
1. Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом, самостоятельно составлять рассказ-описание.
Все эти направления логопедической работы осуществляются в дошкольном учреждении при взаимосвязи специалистов участников коррекционно-развивающего процесса. Особенно значимой является работа учителя-логопеда, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с воспитателями и родителями детей. Все это способствует формированию у детей фонетически и грамматически правильной речи, оказывает помощь в обучении грамоте, повышении качества чтения, письма, развития речи.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна.
К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными. Все это еще больше затрудняет процесс обучения. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ведь постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой и здесь важна роль учителя-логопеда при выявлении детей с речевой патологией, направлении их на ПМП комиссию и организации коррекционной работы с ними.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Если с дошкольником не проводилась коррекционная работа, то к 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Не совсем оправданным является изучение иностранного языка, в коррекционных группах детского сада. Норма в чужом языке может быть дефектом в своем. Учитель-логопед ставит звук, правильный для русского языка, а педагог дополнительного образования закрепляет звук дефектный для ребенка. Последствия могут быть разными, но хорошими – никогда.
В последнее время в дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Педагогами проводится большая работа по привлечению родителей к коррекционному процессу через систему домашних заданий, всякого рода рекомендаций. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Во-первых, создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- совместно с учителем-логопедом и согласно его рекомендациям, проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с учителем-логопедом.
Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения, возможность понять – какие трудности возникают у дошкольника при выполнении заданий. Благодаря домашним заданиям родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников. Еженедельное консультирование учителем-логопедом родителей, позволяют им быть в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Посещение родителями открытых логопедических занятий помогают им увидеть успехи и неудачи своего ребенка в сравнении со сверстниками, понять необходимость и значимость коррекционной работы. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.