Людмила Ипаткина
Роль компьютерной презентации в речевом развитии ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, неприрываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Многолетние исследования отечественных педагогов Л. С. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной показали, что дети имеющие нарушение речи нуждаются во вспомогательных средствах при преодолении данной патологии.
Публикация «Роль компьютерной презентации в речевом развитии ребенка,» размещена в разделах
Для формирования умения пересказывать, вспомогательными средствами является текст и зрительная наглядность. Широко используются пересказы с опорой на серию сюжетных картинок к тексту, с опорой на предметные картинки-сигналы.
Образовательный процесс направлен на развитие осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Ребенок с нарушением речи, как никто другой, нуждается в доступной и понятной информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детская литература, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Предлагаю использование компьютерных презентаций для обучения пересказу текстов. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал, включиться во «взрослый мир». Содержание материала должно быть простым и интересным для детей. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что ускоряет запоминание содержания и делает его осмысленным, долговременным. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес.
Презентация строится следующим образом:
1. Первое прочтение текста на фоне серии сюжетных картинок.
2. Выяснение значения незнакомых, непонятных слов для ребенка. Совместное составление предложений с этими словами для закрепления понимания значения слов.
3. Задать ребенку вопросы по тексту. Ответы должны быть выражены полными предложениями.
4. Работа по совершенствованию грамматического строя речи.
5. Повторное чтение текста.
6. Пересказ текста ребенком с опорой на сюжетные картинки.
7. Наглядная оценка работы ребенка.
Как отмечает Е. М. Шмулевский, сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Главное в использовании компьютера, придерживаться научно обоснованных рекомендаций.
- продолжительность занятий с использованием компьютера для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;
- компьютерные игровые занятия следует проводить не чаще двух раз в неделю;
- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;
- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.
Выполнение заданий на компьютере усиливают мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны и активного вовлечения ребенка в процесс обучения.
С. Л. Новоселова отмечает, что в ходе деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления, которые ведут к повышению творческих способностей детей.