Конанова Анна
Роль классного руководителя в повышении качества знаний
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на педагогическом совете «Роль классного руководителя в повышении качества знаний»
Конановой А. А.
Один из американских психологов дал образное сравнение учеников класса со стаей птиц, летящих на юг осенью. В середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет.
«В чем заключается успешность одних и неуспехи других?» - я попыталась разобраться при подготовке к данному выступлению.
Публикация «Роль классного руководителя в повышении качества знаний» размещена в разделах
Повышение качества образования, а соответственно и качества знаний – одна из основных задач концепции модернизации образования. Знание качества достигаемых результатов обучения это непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл, а раскрытое в дальнейшем решение проблем низкого качества знаний является первым шагом к его повышению.
Искать причину не успешности ребенка только в самом ребенке бессмысленно, поэтому известные психологи Баба нский и Цетлин выделяли две группы причин не успешности : внешняя и внутренняя.
К внешним причинам относится несовершенство организации учебного процесса. Проблема, которую я смогла обозначить в настоящее время – это «перекос» в работе в сторону более сильных учащихся. Ликвидация проблемы – суметь равномерно распределить свое внимание на каждого ученика, независимо от его способностей. Не удалось реализовать принцип индивидуального подхода к каждому ученику, а так же использование педагогической диагностики и своевременного выявления пробелов.
Следует больше уделять внимание дифференциации знаний, как во время уроков, так и при выполнении классных работ и домашних заданий. Что лукавить, проверка, подготовка и разноуровневых типов заданий требуют кропотливой работы учителя. Для развития мотивации познавательной деятельности больше проводить уроков с применением информационных технологий.
К внешним причинам относится и отрицательное влияние из вне – улицы, семьи. Воспитательную работу следует планировать таким образом, чтобы эта причина отступила на второй план (организация бесед, совместных мероприятий, праздников).
К внутренним причинам относятся :
• Дефекты здоровья. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки (Додонова Света имеет диагноз ММД, Рогозина Настя синдром двигательной расторможенности и дефицит внимания, Земляная Даша логопедические нарушения звукопроизношения и псих. нарушения, Красников Дима родовая травма позвоночника).
• Проблема отсутствия мотивации учения. Фурсов Юра – не понимает общественную значимость учения и не стремится быть успешным. Зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам (провожу индивидуальные беседы, подключаю к работе психологическую службу).
• Проблема слабого развития волевой сферы. На эту причину я не обращала должного внимания. Ушинский писал : «Учение, основанное только на интересе, не даст возможности окрепнуть воле ученика, так как не всё в учении интересно, и придется многое взять силой» (Еремина Тоня).
• Личностные проблемы. В сочетании с низким качеством мышления проблема связаная с непростой ситуацией дома : развод родителей, появление второго ребенка, неприятности и семейные нелады. (Балабина Полина – индивидуальные беседы с ребенком и родителями, беседы с психологом).
Таким образом в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело здесь не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Выделю три группы учащихся у которых
1. Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебе.
2. Высокое качество мыслительной деятельности с отрицательным отношением к учебе.
3. Низкое качество мыслительной деятельности с отрицательным отношением к учебе. (к счастью таких детей в моем классе нет).
Отсюда следует, что зная истинные причины неуспеваемости, я продолжу оказывать каждой из групп дифференцированную помощь.
Для первой группы нужно научить детей учиться и вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, победе, каждому продвижению вперед.
Для второй группы. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Будет мотивация – будет продуктивность учебной деятельности. Совместно с психологической службой продолжать работу над положительной мотивацией в учебной деятельности.
ВЫВОД : если ученик отстает в учении, необходимо, прежде всего,установить причину и действовать опираясь на его сильные стороны. Успех может породить успех, поэтому своим лозунгом считаю слова «УЧИТЬ НА УСПЕХАХ И ДОСТИЖЕНИЯХ!»