Ася Левашова
Роль инструктора по физической культуре, воспитателя и семьи в оздоровлении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время становится привычным тревожные данные об ухудшении здоровья и низком уровне, физической подготовленности детей дошкольного возраста. Доказано, что многие заболевания детей можно предупредить средствами физического воспитания (А. Г. Барабанов, Ю. К. Чернышевского). И в этой связи специалисты считают, что данная система в дошкольных учреждениях функционирует недостаточно эффективно.
Публикация «Роль инструктора по физической культуре, воспитателя и семьи в оздоровлении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Знания, умение и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому наш детский сад оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.
Работая инструктором по физической культуре, в двух дошкольных образовательных учреждениях МАДОУ №33 и МБДОУ №200, я вижу необходимость повышения своего научно-методического уровня, а также обогащение и совершенствование знаний, умений и навыков воспитателей. В своей работе я опираюсь на научные основы определенные в трудах Л. И Пенулаева, К. Ю. Белой, Л. В, Поздняк, Г. И. Третьякова
Физкультурно – оздоровительное развитие занимает особое место в Программе. Это связано с тем, что в настоящее время в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей. При этом современные старшие дошкольники отличаются от сверстников прошлых лет не только большей «нагруженностью» диагнозами, но должно быть определяющими более низкими функциональными возможностями. Снизился и уровень развития основных двигательных качеств (скорости, силы, выносливости). Исходя из приведенных фактов, становится очевидным, что формирование физической культуры дошкольников должно быть определяющим в ходе подготовки детей к школе, поскольку оно создает фундамент для развития личностных, интеллектуальных, эмоционально – волевых и физических качеств, столь необходимых для обучения в школе, а так же способствующих повышению неспецифической резистентности и оздоровлению детского организма. Социализирующая роль инструктора по физической культуре заключается в передаче детям физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу физической культуры; создания условий для приобщения детей к двигательной деятельности, раскрытии творческих и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка, реального осуществления взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников.
В процессе формирования потребности в здоровом образе жизни инструктор по физической культуре может выступать как пример использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и организации ЗОЖ. Тем более, что потребность в подражании занимает доминирующее положение у детей на протяжении многих лет жизни.
Действительно, личный пример педагога – один из действенных методов физического воспитания. Подражая действиям взрослого, воспроизводя его действия в своих играх, ребенок неосознанно накапливает навыки и умения. Под влиянием его личности развиваются потребность в движении, интерес к физическим упражнениям. Это не единственная, но существенная сторона физического воспитания, особенно когда касается здорового образа жизни. Без учета этого факта невозможно построение системы физического воспитания.
Однако функции инструктора по физической культуре не ограничиваются ролью примера для подражания. Он выступает в качестве организатора дошкольного физического воспитания.
Инструктор по физической культуре организует сам процесс физического воспитания, который предполагает передачу целого опыта физической культуры подрастающему поколению. Это предусматривает ознакомление с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющими на работу органов и систем, а кроме того, позволяет детям решать двигательные задачи с меньшими затратами сил.
Одним из принципиальных положений современной концепции развития дошкольного воспитания и образования является постоянная направленность на укрепление здоровья ребенка, его физического и психологического развития, эмоционального благополучия, осуществление комплексного воздействия на растущий организм, позволяющие обеспечить максимальное развитие каждого ребенка.
Основные перспективные направления:
-формирование у всего коллектива дошкольных отделений приоритетности физкультурно - оздоровительной работы;
-формирование у детей стойких стимулов к занятиям физическим упражнениям и определенного мировоззрения. ;
-объективная оценка развития физических качеств и формирование основных движений ребенка. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствует данному возрасту ребенка;
-применение физических упражнений для оптимизации условий развития психологических процессов (Ю. К. Чернышевского) ;
-формирование у молодых родителей стремления к здоровому образу жизни.
Инструктор по физической культуре в современной образовательной организации должен уметь заинтересовать и организовать работу педагогического коллектива по вопросам физического развития детей, проявляя требовательность, принципиальность в достижении поставленных задач. Он должен быть настойчивым и твердым в предъявлении справедливых и необходимых требований.
Одной из главных задач - это умение оказать методическую помощь воспитателям. Специалисту по физической культуре необходима хорошая теоретическая подготовка, умение применять свои знания на практике, широкая осведомленность в разных областях. Он должен проводить большую работу с воспитателями, с целью повышения их научно-теоретического уровня, раскрытия, обоснования и внедрения в практику конкретных идей, заложенных в приемах и методах работы педагогов.
Практика показывает, что открытые мероприятия и взаимные посещения являются составной частью проводимой методической работы в дошкольных учреждениях, тогда растет педагогическое мастерство воспитателей, создается обстановка творческого подъема, поиска новых идей, происходит постоянный обмен опытом.
По моему мнению, чтобы работа инструктора по физической культуре была успешной, необходимо:
-видеть перспективные направления развития системы физического развития и воспитания детей;
-планировать различные формы работы по оздоровлению детей и оказывать помощь воспитателям в решении поставленных задач;
-повышать квалификацию воспитателей в вопросах организации и проведение организованных и самостоятельных формах двигательной активности;
-выявлять и распространять передовой опыт в оздоровленной работе с детьми;
-осуществлять наблюдение за физическим развитием двигательной подготовленности и степенью здоровья детей.
Работа в команде единомышленников, творческий подход, взаимодействие с родителями позволит повысить значимость физической культуры, заложить надежный фундамент здорового образа жизни в семье и желание заниматься спортом.
Задача инструктора по физической культуре,чтобы непрерывная образовательная деятельность связанная с движениями вызывали у родителей желание двигаться вместе с ребенком, а детям приносила радость и удовольствие. Необходимо, чтобы инструктор по физической культуре внедрял в практику разнообразные формы физкультурно-спортивной работы, привлекательных для детей разного уровня физической подготовленности.
Для детей очень важны совместные спортивные мероприятия с родителями, где мамы и папы смогут стать достойным примером для ребят, наполнить жизнь своих детей яркими событиями с пользой для здоровья, а впоследствии выбрать вид спорта.
Совместно с воспитателями, мы пришли к выводу, что необходимо использовать такие формы работы, в которых и сами родители становятся заинтересованными участниками педагогического процесса. Наши встречи должны носить не только консультативную, но и практическую направленность и являться системой встреч с участием родителей, воспитателей и детей.
С целью привлечения детей к регулярным занятиям физическими упражнениями в течение учебного года необходимо проводить физкультурные праздники, досуги, спортивные развлечения. Дети с повышенной мотивацией к физической культуре участвует в межрайонных и городских соревнованиях.
В связи с объединением детских садов и школ целесообразно разработать план мероприятий по установлению взаимодействия и творческого сотрудничества, как необходимого условия успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Непрерывность физического развития в дошкольных учреждениях и школе может успешно реализовываться по средствам различных мероприятий: мастер-классов, конкурсов, семинаров-практикумов,соревнований и др.
Инструктор по физической культуре – наставник воспитателей в решении важнейших задач:
-воспитания здорового ребенка и организации вопросов организованных и самостоятельных форм двигательной активности детей ;
-привития детям постоянной потребности к подвижному образу жизни, желанию заниматься физическими упражнениями.
Инструктор по физической культуре для воспитателей должен являться воплощением в реальную действительность принципа приоритетности физкультурно- оздоровительной работы через перспективы развития системы физического воспитания, поиск резервов и умений предвидеть конечный результат.
Задача воспитателя на занятиях — это помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку воспитанников, следить за качеством выполнении упражнений и дисциплиной, помогать в проведении индивидуальной, работы с ослабленными детьми.
Гиппократ сказал, что «гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от нашего взаимодействия и взаимопонимания.
Если в группах хорошо и комфортно детям, если созданные условия помогают эффективной организации учебного процесса на благо здоровья, если сохраняется и укрепляется здоровье не только физическое, но и эмоциональное, значит мы на правильном пути и все проблемы, стоящие перед нами, преодолимы.
Мюссе А. сказал, что «физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».