Трощенко Ирина
Роль информационных технологий в развитии одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, настоящее и будущее человечества напрямую зависит от выдающихся людей, наделенных творческой силой преобразования жизни. Поэтому легко объясним интерес профессионалов и широкой общественности к детям, у которых максимально выражены признаки высоких будущих достижений – к одаренным детям. Данная категория обучающихся является предметом научных исследований, направленных на решение широкого спектра проблем и задач: вопросов психологических особенностей одаренности, принадлежности детей к данной категории, разработку принципов, методов и средств обучения.
Публикация «Роль информационных технологий в развитии одаренных детей» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одаренному ребенку присуща «ненасытная» любознательность, для удовлетворения которой нередко требуются специальные познания. На помощь учителю приходят информационные ресурсы сети Интернет, а также телекоммуникационные технологии, позволяющие одаренным обучающимся общаться по электронной почте или в режиме реального времени.
В образовании детей с исключительными возможностями особенно широко используются следующие информационные технологии :
Интеллектуальные обучающие системы;
Тренировочные системы;
Моделирующие программы;
Образовательные компьютерные игры;
Дистанционное обучение.
Интеллектуальные обучающие системы являются одним из средств «обогощения» и индивидуализации обучения детей. Они позволяют одаренному ребенку заниматься в удобное для него время и в соответствующем его способностям темпе, изучать под руководством учителя отдельные темы или целые разделы, выходящие за рамки учебного плана, овладевая учебным планом самостоятельно.
Тренировочные системы предназначены для закрепления изученного материала и отработки определенных навыков и умений. Обучаемому предлагаются вопросы, задания, упражнения. Поскольку для обогащения и ускоренного обучения одаренных детей особенно важен системный подход к изучению дисциплин и всестороннее развитие обучающихся, тренировочные системы широко применяются в школах в качестве самостоятельного средства, так и в составе интеллектуальных обучающих систем.
Популярность моделирующих программ (программ-стимуляторов) вобразовании одаренных детей объясняется потенциалом этих технологий в сфере активизации поисковой деятельности обучающихся. Ситуации, представленные в стимуляторах, всегда несколько упрощены, ограничены по сравнению с реальным миром. Однако особая ценность этих программ для обучения одаренных детей заключается в возможности выполнять задание повторно, усложняя его или используя подход к достижению поставленной
цели.
В образовании одаренных детей широко используется технологии
дистанционного обучения, основанного на компьютерных телекоммуникациях. После зачисления обучаемый получает по почте учебные материалы. Они включают в себя демонстрационные материалы, а также задания, которые необходимо выполнить в установленный срок. Также следует упомянуть такие формы как:
Электронная почта;
Обсуждение актуальных вопросов в группах новостей;
Работа с интерактивными обучающими системами в режиме реального времени;
Самостоятельная работа с доступными в Интернете базами данных,
фондами электронных библиотек.
Компьютерные игры относятся к самым популярным способам проведения свободного времени; непрерывно растет значение этой технологии в культуре разных стран мира. Этим и обусловлен интерес педагогов к компьютерным играм как к возможному средству обучения. В качестве целей использования компьютерных игр в образовательном процессе одаренных детей выделяются :
Стимулирование применения знаний учащихся в новых,
нестандартных ситуациях. Дидактические игры-приключения,
относящиеся к категории самых распространенных в образовании
детей с исключительными способностями;
Развитие мышления;
Повышение мотивации детей в сфере образовательной деятельности. Информационные технологии в образовании одаренных детей, при
условии грамотного руководства со стороны педагога, имеют целый ряд позитивных моментов: наряду с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы обучающихся. Сложности связаны, в ряде случаев, с неготовностью многих учителей к работе с инновационными технологиями, их нежеланием овладевать новыми методиками преподавания, несмотря на очевидные достоинства и доступность последних.