Елена Васильевна Алексеева
Роль игры в развитии нравственности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольника, формирование понятия о моральных нормах поведения необходимо начинать уже в раннем дошкольном возрасте. В этот период, под воздействием взрослых, дети приобретают основы поведения с близкими, сверстниками, у них формируются такие черты, как доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к природе и труду, любовь к Родине.
Ошибка родителей заключается в том, что они не считают ребенка двух-трех
Публикация «Роль игры в развитии нравственности дошкольников» размещена в разделах
лет провинившимся, так как думают, что он в силу возраста не понимает правильность своих поступков и не может себя сдержать. То есть он в тех или иных случаях поступает несознательно. Поэтому задача взрослых – уловить эту невидимую грань, до наступления которой малыш еще не в состоянии, а после которой уже не может сдержать себя.
Нравственное воспитание дошкольников начинает происходить не в ходе специальных занятий, а в конкретных жизненных ситуациях. Много раз дошкольник слышит в семье фразы «Не обманывай», «Не бери чужие игрушки без разрешения», «Поделись с друзьями». Но если за этими словами не следует личный пример взрослых, то все это не имеет воспитательного значения.
Уже к трем годам дети имеют представление о нравственных отношениях между людьми и способны их соблюдать, а значит, и нести ответственность за их нарушение. Перед воспитателями и родителями встает задача: как же привить желание ребенку соблюдать эти моральные нормы?
Можно заставить ребенка, применив систему награды или наказания. Наказать
можно прямо, а можно косвенно, сравнив его поступок с поведением сказочных героев. Ребенок-дошкольник ждет одобрения и страшится наказания, поэтому и старается соблюдать нормы и требования. Данное поведение ребенка ориентируется на внешний и социальный контроль.
Но наиболее эффективным способом влияния на развитие нравственной личности ребенка выступает игра. В воспитании детей применяются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. Игра, как ведущая деятельность, определяет разные стороны развития, как самой личности дошкольника, так и ее нравственной стороны. Посредством игры, ребенок легче усваивает моральные правила, учится уступать, бороться со своим эгоизмом и подчиняться общепринятым правилам. Кроме того, у него формируются основы инициативы и взаимопомощи. В игре заранее продуманы правила, регулирующие взаимоотношения детей, что способствует развитию их самоорганизации.
Воспитатель не вмешивается в игру, но контролирует соблюдение ее правил.
Посредством правил в игре ребенок определяет правильность или неправильность своего поведения и поведения товарищей. В игре важен результат: выигрыш или проигрыш. Под воздействием желания выиграть любой ценой, у ребенка может возникнуть искушение нарушить правила. Его внутренняя борьба между честным выигрышем и нарушением правил создает ситуацию нравственного выбора. Таким образом, правила игры служат препятствием его эгоистическим побуждениям и поддерживают формирование моральных принципов. Правила игры можно придумать самим, а можно их сформулировать в виде пословиц и поговорок, что помимо воспитательных функций будет помогать обогащать представления дошкольников о содержании образных выражений. Например, уговор дороже денег; нет большего позора – не выполнить договора; кончил дело- гуляй смело; без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Посредством правильного педагогического руководства, дети положительно
относятся к игровой задаче, у них воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, а правильная расстановка ролей в игре обеспечивает успех, помогает избежать ссоры, прививает навыки коллективного взаимодействия. Для этого воспитатель может использовать считалки.
После определения внешних правил игры необходимо переходить к внутренним мотивам. В раннем дошкольном возрасте в процессе игры требуется участие педагога. Воспитатель выясняет, умеют ли ребята играть вместе, какие сценарии игры
предпочитают, долго ли продолжается игра, как распределяются роли. Дети старшего возраста сами активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают мнение о личностях играющих. Так, дети упрекают игрока, который задирается: «Ваня, ты не умеешь играть. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают». В игре закрепление норм поведения идет в личностной и игровой форме.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность до-
школьника, имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый ее вид оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.