наталья корепанова
Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ
▼ Скачать
Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ
Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников требует создания в ДОУ специальных психолого-педагогических условий и, в первую очередь, организации образовательной деятельности для дошкольников, которая направлена на достижение совместного результата детской деятельности. Такой образовательной деятельностью педагога с детьми, которая обеспечивает достижение совместного результата является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, а именно, игровая деятельность.
Публикация «Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра порождает у дошкольника чувство радости, свободы, довольства; позволяет ребёнку полнее реализовать себя в повседневной жизни, проявить собственную активность.
Именно игра способна учитывать естественные потребности дошкольника, содействует приобретению детьми навыков независимости от взрослых, приучает дошкольника к социальному поведению в отношении других детей и взрослых.
Л. С. Выготский при определении роли игры акцентирует внимание на том, что в игре дошкольник не только самостоятельно определяет собственные поступки, исходя из своего «Я», но и действует, руководствуясь определенным смыслом, исходя из значения вещи. Именно в процессе игры, ребенок начинает осознавать свои собственные поступки, действия, соотносить собственное поведение с поведением окружающих.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игровой деятельности у детей начинают развиваться произвольная память и произвольное внимание.
В условиях игры дети запоминают больше и лучше сосредоточиваются, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (запомнить и припомнить, сосредоточить внимание) выделяется для ребенка легче и раньше всего в игре.
Условия игры требуют от дошкольника постоянного сосредоточения на предметах, которые включены в ситуацию игры, на содержании сюжета и разыгрываемых действий. Если ребенок не запоминает условий игры, невнимателен к тому, что требует от него ситуация игры, то он просто изгоняется другими участниками игры.
Потребность в эмоциональном поощрении, в общении, вынуждает дошкольника к целенаправленному запоминанию и сосредоточению.
Игровая ситуация оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. В игре ребенок дошкольного возраста учится действовать с заместителем предмета - он дает предмету-заместителю новое название в игре и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе манипуляций с предметами- заместителями дошкольник учится мыслить о реальном предмете. Постепенно действия с предметами в игре сокращаются, дошкольник научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что дошкольник постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, которое позволяет предвосхитить будущее поведение других людей, стать на их точку зрения, и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет большое значение для развития воображения дошкольника. В игровой деятельности ребенок учится брать на себя различные роли, замещать одни предметы другими, что способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны многие игровые действия и предметы-заместители. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя - к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями, появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, которое входит в процесс общения. Особенно ценно, что в процессе игры у дошкольника создаются способы взаимоотношения со взрослым и сверстниками, развиваются нравственно-волевые качества - сдержанность, выдержка, ответственность, коммуникативные способности, развивается способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и поступков других детей, формируется готовность к коллективным действиям.
Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для формирования у детей дошкольного возраста элементарных социальных навыков определения общей цели, планирования последовательности действий, отбора необходимых средств и выбора способов достижения результата.
Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Дети упражняются в умении выбирать и согласовывать со сверстниками тему игры, выслушивать мнения участников по поводу игрового сюжета, высказывать и корректировать собственное мнение, распределять игровые роли с учетом индивидуальных потребностей и интересов партнеров, планировать развитие игрового сюжета, отбирать необходимые атрибуты и подготавливать недостающие.
У детей развивается умение самостоятельно соблюдать игровые правила, вносить изменения в существующие правила, устанавливать новые, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно или с небольшой помощью педагога, справедливо оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников и отношение детей к порученному делу.
Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата.
Таким образом, процесс социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста осуществляется более успешно, если использовать ресурсы игровой деятельности.