Пруцких Софья
Роль игрушки для всестороннего развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные, и физические силы ребенка. Игрушка - обязательный спутник детских игр. От того, какими игрушками ребенок будет играть, начиная с первых лет жизни во многом зависти его развитие, психическое и физическое здоровье.
Темочки:
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством всестороннего развития ребенка.
К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Во многих случаях ребёнок при помощи игрушки получает первые конкретные представления о настоящих предметах, особенно тогда, когда он по каким-либо причинам не сталкивается с настоящими предметами и может сформировать о них представление только посредством игрушки. Городской ребёнок, например, имеет мало возможностей непосредственно знакомится с домашними животными, наблюдать за ними. Поэтому единственным источником, из которого он черпает представления о домашних животных, являются игрушки или картинки (естественно, что такое неполное познание удовлетворяет только ребёнка раннего возраста).
Социально-личностное развитие
Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Первые эмоции ребенок испытывает в младенчестве, в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте необходимо начинать побуждать ребенка к заботливому отношению к игрушкам. Мама учит ребенка к нежному отношению к игрушке. Поэтому игрушка сама должна быть красивой приятной на ощупь. В будущем игрушка может стать доверительным другом малыша.
Речь. Игрушка оказывает большое влияние на развития речи ребёнка : первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребёнок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребёнок сопровождает речью.
Фантазия. Игрушка побуждает ребенка к игре и способствует развитию содержания игры : развивается детская фантазия и изобретательность. Иногда внешний вид игрушки настолько привлекает ребёнка, что он старается развить такую деятельность, в которой можно было бы применить понравившуюся ему игрушку. Так игрушка становится прямым побудителем детской игры.
Чувства коллективизма. Игрушка оказывает влияние на воспитание чувства коллективизма. Она активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения. Общие игры детей с игрушкой развивают в них чувство коллективизма и благотворно влияют на жизнь детей в детском саду.
Воображение. Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры нужны:
«признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей, простые маленькие куколки (пупсики, солдатики, куклы неопределенного пола и возраста (без лица, пальчиковые куклы и куклы для театра, мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные, предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани)
Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся: елочные украшения, флажки, шарики, свистки, трещотки, колпачки, шляпки, гирлянды.
Полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям, атрибуты разных профессий и труда взрослых, модели, современных технических средств, игрушечные машинки разных типов.
Толерантность и гуманное поведение. Воспитанию толерантности могут способствовать игрушки, моделирующие иной образ жизни. Это могут быть особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам, например: куклы, изображающие людей разных этнических групп, костюмы разных народов, игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр. Воспитанию гуманного поведения способствует уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществляются в режиссёрской и ролевой игре.
Игрушки и пособия, способствующие познавательному развитию :
Познавательное развитие в дошкольном возрасте связано главным образом с совершенствованием восприятия (сенсорное воспитание дошкольника является важнейшей задачей во всех системах, развитием наглядно-образного мышления и становлением логического мышления. Каждое из этих направлений предполагает соответствующие виды действий с определёнными игровыми материалами.
Восприятие. Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация и сериация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки, коробки форм, пазлы крупные, однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.) материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие.
Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям; лепка, аппликация, рисование, моделирование.
Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Это могут быть: разрезные картинки, кубики с составными картинками, строительные материалы и конструкторы , мозаики, материалы для лепки аппликации, рисования, дидактические игрушки, лабиринты и пр.
Логическое мышление. Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей. Все эти действия в дошкольном возрасте можно осуществлять на материале: настольно-печатных игр, предметных и сюжетных картинок, головоломок.
Физическое развитие. Мячи (разных размеров, обручи, кегли, спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка, скамеечки для, ходьбы, коврики с разной поверхностью, оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.
Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.