Ирина Владимировна Рукавишникова
Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей:
Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Рукавишникова Ирина Владимировна
МБДОУ Детский сад №21 «Светлячок»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.
Публикация «Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
сюжетно - отобразительные,
сюжетно-ролевые,
режиссерские,
театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие:
дидактические,
сюжетно-дидактические,
подвижные;
досуговые игры:
игры-забавы,
игры-развлечения,
интеллектуальные,
празднично-карнавальные,
театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей :
традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Игры со строительным материалом.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.
Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.
В теории и практике сложились несколько видов конструирования.
Виды конструирования:
Конструирование по образцу - самый распространенный вид конструирования. У детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, ус-ваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели). В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»). Детям старшей группы интересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т. п.
Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (мост, корабль). В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, яхты, которые должны под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребенок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др.
«Стройка по моделям». Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка, подлокотники у дивана, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.
Итак, конструирование, следует отнести к играм, способствующим развитию ловкости и подвижности движений рук ребенка.
Игры с природным материалом.
Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости.
Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с уш-ками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Так малыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка, крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой). Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега.
Игры с песком. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы. Песок - недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, дворцы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А маленькие созидатели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настойчивость, воля, творчество, изобретательность.
Дидактические игры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Театрализованные игры.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.
В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Лепка.
В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, жевательная резинка, бумажная масса для папье-маше, познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или сухой манки, возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей : видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки; синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук; соизмерять нажим ладоней на комок глины; создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их - преобразо-вывать в иные формы.
Рисование.
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей : отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами; учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы; знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать многоцветные выразительные образы; переводить детей от рисования – подражания к самостоятельному творчеству.
Игры с бумагой.
В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей : создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплят на лугу, цветы в букете, пушистые тучки, жучки – паучки на листочках и т. д.); раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы; знакомить с ножницами как художественным инструментом.
В процессе игровых заданий дети:
- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, аккуратность и усидчивость, развитие устойчивого внимания и воображения;
- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию влево - право, вперед - назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;
- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной в изображениях различной конфигурации.