Жанна Клюнтина
Роль игр и упражнений в формировании действий с предметами у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игр и упражнений в формировании действий с предметами у детей третьего года жизни.
Клюнтина Ж. А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 24 «Изюминка»
г. Нижний Новгород
На третьем году жизни продолжается интенсивное ознакомление ребенка с окружающим миром. Возникает способность отражать в игре более широкий круг явлений. Интенсивно развивается воображение и наглядно-образное мышление.
Публикация «Роль игр и упражнений в формировании действий с предметами у детей третьего года жизни» размещена в разделах
Занятия с предметами по-прежнему играют важную роль. Малыши уже имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т. п. собираются в усложненных вариантах. Обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.
Занятия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены, в основном, на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной задачи в новую ситуацию. Это возможно, потому что дети уже владеют необходимыми практическими способами действия с предметами (нанизывание, проталкивание, прокатывание и т. п.)
Главные задачи обучения детей третьего года жизни связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Это умение может сформироваться в процессе систематических занятий, постепенного усложнения. Планомерная работа способствует развитию умственной активности к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению.
Различные виды упражнений с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости. Необходимо учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учить их действовать по инструкции.
Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Необходимо учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Развивающие игры и упражнения, которые я применяю в своей работе, систематизированы мною и апробируются для ознакомления детей с окружающим миром и свойствами предметов. Система игр направлена на: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей и т. п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т. п.).
Игры и упражнения, которые я представляю, расположены в порядке постепенного усложнения и представлены по разделам :
1. Развитие хватания.
2. Подражание движениям рук.
3. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
1. РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ
Работу по развитию зрительно-двигательной координации рук начинаем с простых упражнений на развитие хватания
«Поймай мяч».
Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете : правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.
Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.
Усложнения: 1) мяч бросает взрослый (ребенок ловит двумя руками, 2) мяч бросают справа, слева.
«Переложи игрушку».
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук
Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие, сосуд прозрачный, поднос.
Методические рекомендации: педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.
Усложнения: правой и левой рукой поочередно.
2. ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК.
«Большие ноги шли по дороге».
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если «большие ноги», то передвигаем медленно и сопровождаем словами: «Большие ноги шли по дороге». Если говорим быстрее - «маленькие ножки бежали по дорожке» (пальцы двигаются быстрее).
«Вышли пальчики гулять».
Цели: учить детей выделять каждый пальчик отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Методические рекомендации: педагог показывает свои руки и говорит: «Пальчики любят гулять по дорожке». Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как «топает пальчик по дорожке», а затем «прыгает по кочкам». Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка: «Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ; И по прыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг; Топал долго топ-топ, топ-топ; И упал на кочку оп-опп!».
3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
«Найдем каждому шарику свой домик».
Цель: учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно; слева направо, не пропуская отверстия, держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.
Материал: доска с отверстиями, каждое отверстие закрашено определенным цветом, шарики 4-х основных цветов.
Методический рекомендации: педагог показывает, как надо вкладывать шарики определенного размера в определенное отверстие (по величине или по цвету).
"Составь УЗОР ИЗ пуговиц»
(коврик для кошечки)
Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами (пуговицами). Формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий.
Материал: пуговицы большие и маленькие различного цвета, полотно с накатанным пластилином.
Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать (взять) пуговицу тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, "составляя коврик для кошечки".
Усложнение: выбор цвета и величины.