Ирина Рафаиловна Ратновская
Роль и значение музыкального воспитания в дошкольном образовании в России в начале XX века
▼ Скачать + Заказать документы
В современном российском обществе в сфере образования, в том числе и дошкольного, происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные политическими и социально-экономическими преобразованиями в России. Изменение российского общества в самом конце XX века неизбежно затронуло и сферу дошкольного образования. В переломные времена власти обращают пристальное внимание на образование, предлагая, обычно, его реформирование. Отсюда понятен интерес к вопросам обучения и воспитания самых маленьких детей, так как «дошкольное детство» – это период, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребёнка. Поэтому очень важно надлежащим образом воспитать ребёнка, в котором заключено наше будущее, будущее нашей страны.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Обращение к отечественной истории педагогики и образования даёт возможность обобщить и систематизировать опыт разрешения проблем, стоящих перед образовательной системой современной России. Особенно важен для исследования период конца XIX – начала XX вв. – время преобразований российского общества, время потрясений и ломки старых традиций, время, очень похожее на наше.
Вопросами обучения детей вообще и музыкального в частности, в данный период времени занимался ряд исследователей, из которых можно выделить К. Н. Ветцеля (1857 – 1947) и П. Ф. Каптерева (1849 – 1922).
П. Ф. Каптерев (1849 – 1922, видный теоретик из педагогов того времени, создал наиболее крупные труды по педагогике после К. Д. Ушинского.
Основой образования П. Ф. Каптерев, согласно его работе «Дидактические очерки. Теория образования», считал не только получение и усвоение знаний (материальное образование, а, прежде всего, переработку впечатлений самим человеком, его мыслительные процессы, развитие логического мышления (формальное образование). Обучение есть непосредственное воспитание ума и опосредованное воспитание всего человека. Умственное и нравственное образование составляют образовательный процесс [5,18], в котором важное значение имеет эстетическое воспитание и образование.
В эстетическом воспитании главным, с его точки зрения, можно считать музыку, природу, игру и развлечения. П. Ф. Каптерев дает следующие методические рекомендации: во-первых, для развития эстетических впечатлений важна постепенность, которая помогает возникновению в эстетическом чувстве различных элементов; во-вторых, необходимо расширить эстетический кругозор ребенка за счет частых прогулок, игр, развлечений, чтения художественной литературы, рисования картин, общения с музыкой; в-третьих, должно быть соответствующим образом продумано руководство процессом эстетического воспитания, которое может осуществляться с самого раннего возраста и должно продолжать развиваться в более старшем возрасте.
К. Н. Вентцель (1857 – 1947) был сторонником теории свободного воспитания. Согласно его работе «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», был отказ от занятий с детьми, всякого рода принуждения и программ. К. Н. Вентцель, согласно своему труду «В чём основа воспитания и образования», признавал единственно возможным индивидуальное образование, поэтому вместо «объективно-образовательной» программы он предлагал «субъективно-обязательную», то есть определяемую ребёнком. В идеальном детском саду, по мнению педагога, должно быть столько программ, сколько детей в группе, а значит, у каждого ребёнка своё неповторимое содержание образования, пути и средства его усвоения.
К. Н. Вентцель предложил свой метод музыкального воспитания, состоящий из разнообразных видов деятельности : пения, слушания, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребёнка. Поэтому, считал он, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребёнка, смотреть на него как «на маленького художника». В музыкальной работе, по мнению педагога, должно быть два этапа: первый – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает; второй же строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребёнок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте [6, 92].
КН. Вентцель считал, что «существенную роль в детских садах
играет пение: с детьми только поют песенки, которые выбирает по
своему усмотрению воспитательница. Таким образом, детям приходится быть, главным образом, исполнителями чужих произведений, и
текст и мелодия которых создана не ими самими. Не хочу сказать
что с детьми не надо петь чужих песен, не ими самими придуманных,
но петь эти песни надо только при вполне свободном желании самих
детей и притом надо дать детям возможность самого широкого выбора песен, так чтобы они могли подобрать себе тот репертуар песен, мелодия которых и содержание в наибольшей степени соответствуют кругу их непосредственных детских переживаний, мыслей, чувств и настроений, волнующих их и проходящих через их маленькие головки и сердца» [2,44].
К. Н. Вентцель уделял большое внимание игре на музыкальных инструментах «на которых дети будут упражняться в творческом изобретении тех или других мелодических и гармонических сочетаний. От времени до времени будут исполняться перед детьми те или другие, доступные их пониманию, музыкальные произведения, так как музыка, которую они слушают, не только содействует их музыкальному развитию, но развитию всей их личности, развитию характера, укрепляя в ребенке, питая и поддерживая в нем те или другие чувства и настроения. В этом отношении будут стараться выбирать те произведения, которые проникнуты бодрым, жизнерадостным духом, которые будят энергию, возбуждают желание борьбы и работы. Жизнерадостность, как можно больше жизнерадостности, будет стремиться дать идеальный детский сад детям. Вот почему и воспитатели, принимающие участие в его жизни, желая чтобы ребенок на всю свою жизнь запасся бодрым жизнерадостным настроением, приложат старание,
чтобы в его ушах, а через них и в его душе, как можно чаще звучали жизнерадостные бодрые звуки лучших мировых композиторов.
Мало-по-малу образуется свободно выработанный детьми репертуар
музыкальных произведений, которые им наиболее нравятся, которые
стоят в наибольшем соответствии с их психикой и переживаниями,
которые идут навстречу их потребностям. Эти произведения по их
свободному желанию и будут чаще всего для них исполняться» [2,45].
Мы видим, что исследователи начала XX века признавали большое значение музыкальных занятий для развития ребенка, но методика таких занятий не была четко разработана. Предлагалось пение и игра на простейших музыкальных инструментах, т. е. то, что и сегодня используется на занятиях музыкой в детском саду.
Анализируя мнение педагогов начала XX века, можно сказать, что они не предлагали воплотить в своей деятельности какую-либо определённую методическую систему, поэтому не было создано большого числа методических рекомендаций, хотя предпринимались попытки создания относительно самостоятельных методик на основе известных теоретических концепций в области дошкольного образования. Это свидетельствует о том, что наиболее интересный и исторически ценный опыт данного периода можно считать исключительно авторским.
Литература.
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. – М. : Педагогика, 1990. – 608 с.
2. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 4-е. – СПб. -М. : Голос труда, 1923. – 103 с.
3. История педагогики в России : хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2002.– 400 с.
4. Каптерев, П. Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П. Ф. Каптерев. – СПб., 1898. – 121 с.
5. Кондратьева, М. А. Теория и практика дошкольного образования в России. Конец XIX – 20-е годы XX столетия: учебное пособие / М. А. Кондратьева, Т. Н. Шикалова, Н. М. Шкляева. – Глазов: Изд-во Глазов. пед. ин-та., 2003. – 204 с.
6. Морева, Н. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России / Н. Морева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 11. – С. 91–95.