Елена Николаевна Алехина
Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренными воспитанниками дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Публикация «Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренными воспитанниками дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но педагоги нашего детского сада считают, что собственно исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Мы всегда помним о том, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Детей дошкольного возраста чаще называют «малышами», «детками», подчеркивая их зависимость от мира взрослых. Но дошкольный возраст – это важнейшая и удивительная пора детства, важнейшая – потому, что содержит в себе огромный потенциал развития личности ребенка и его социализации. Удивительный – это возраст «любознаек» и «почемучек». Постоянные вопросы «От чего?», «Почему?», «Зачем?» помогают удовлетворить не только их природное любопытство, но и самостоятельно накопить знания, тем самым удовлетворить свои потребности и интересы, свою волю.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Дети по природе своей исследователи. Проводя образовательную деятельность, педагоги нашего детского сада отметили, что исследовательская, поисковая активность является естественным состоянием ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: он рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Из опыта работы педагогов нашего детского сада становится понятно, что чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Специально организованная исследовательская деятельность дошкольников, организованная в нашем детском саду, позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях, объектах, а педагогам делать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Педагоги-психологи отмечают, что во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Уже к началу дошкольного периода исследовательская деятельность у детей заметно активизируется. Для того, чтобы исследовательская деятельность младших школьников была успешной, работу по данному направлению развития педагоги нашего детского сада начинают проводить уже в раннем возрасте.
Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
В среднем возрасте опыты, проводимые с детьми в нашем детском саду, усложняются. Малыши уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т. д.
Педагоги нашего детского сада полностью согласны с мнением видных педагогов-психологов, утверждающих, что период старшего дошкольного возраста крайне важен для становления познавательной потребности малыша, благодаря которой ребенок стремиться узнать новое. Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники в свободной деятельности и на занятиях, проводимых в детском саду, значительно расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы, законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).
Живая природа это тоже объект исследования : чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т. д.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Проводимая педагогами нашего детского сада работа по развитию исследовательских умений у дошкольников, доказывает, что предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Занимаясь исследованием, ребенок создает и реализует систему представлений о познавательном пространстве, о своем месте в нем, т. е. осуществляет самоопределение. Вместе с самореализацией оно становится толчком к новым формам познавательной активности. На этом основании можно утверждать, что исследовательская деятельность дошкольника необходима для самоопределения и самореализации его личности, что, в свою очередь, отражает цели образования, изложенные в Законе Российской Федерации “Об образовании” (51, Ст. 1797).
Главной целью исследования, по мнению воспитателей нашего детского сада, является развитие личности дошкольника, а не получение объективного результата, как в “большой науке”. Мы полностью согласны с утверждением Н. Г. Алексеева, который определяет исследовательскую деятельность детей как творческий процесс “…совместной деятельности двух субъектов (взрослого и ребенка) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения”. Воспитатель в данном случае, как показывает наш опыт, обязан выступать как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у дошкольника формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки, техники, искусства, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ данных и вытекающие выводы. В 1964 году американский психолог Дж. Брунер сделал вывод о том, что рост интеллектуальных и творческих способностей зависит от их “разблокировки”, то есть раскрытия еще в дошкольном и младшем школьном возрасте.
На основании анализа опыта работы педагогов нашего детского сада по формированию у дошкольников умений исследовательской деятельности сделан вывод о том, что познавательный интерес ребёнка находит отражение в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
В своем детском саду мы стараемся соблюдать педагогические условия, обеспечивающие, по мнению С. В. Кожакарь и С. А. Козловой, достаточную устойчивость интересов дошкольников : создаем обогащенную предметно-пространственную среду для начала развития интереса; организуем познавательный поиск детей; вовлекаем их в выполнение творческих заданий; интегрируем разнообразные виды деятельности; формируем у детей психологическую установку на предстоящую исследовательскую деятельность; проводим работу по созданию проблемно-поисковых ситуаций; стимулируем проявление положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, используем адекватные средства и методы на каждом этапе формирования познавательного интереса; занимательность является одним из основных компонентов образовательной деятельности.
На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий наш детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе которой уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.
Опыт работы педагогов нашего детского сада показывает, что если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Так, выпускники нашего детского сада, продолжают свое развитие и самореализацию, уже обучаясь в школах. Многие из них стали победителями и лауреатами конкурсов и олимпиад различных уровней и направлений:
Таким образом, опираясь на педагогический опыт нашего детского сада, на научный опыт выдающихся ученых-исследователей, мы можем сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.