Надежда Костял
Роль и место гимнастики-побудки в режиме дня ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Здоровье – залог успешного развития всех сфер личности, здоровый ребенок – успешный ребенок.
Публикация «Роль и место гимнастики-побудки в режиме дня ДОУ» размещена в разделах
В данном ключе большое значение имеет систематичность работы по формированию здорового образа жизни у детей, начиная с самого младшего возраста, как говорится «привычка – вторая натура». Именно поэтому в своей группе я уделяю большое внимание физическому развитию воспитанников. Проанализировав существующую систему работы по здоровьесбережению, пришла к выводу, что в ней незаслуженно мало внимания уделяется гимнастике-побудке. Поэтому в 2019-2020 учебном году темой моего самообразования стало изучение роли и места гимнастики побудки в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Проанализировав методическую литературу и ресурсы интернета по теме, пришла к выводу, что регулярные занятия оздоровительной гимнастикой после сна позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирование всех органов и систем.
Гимнастика-побудка проводится воспитателем с детьми всех воз-растных групп ежедневно после дневного сна.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Она необходима для обеспечения детям:
плавного перехода от сна к бодрствованию,
подготовке к активной деятельности;
профилактики плоскостопия;
формирования правильной осанки;
закрепления навыков осознанного поведения;
самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.
закрепление навыков полученных на занятиях физической культуры.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
Комплекс состоит из нескольких частей:
разминочные упражнения в постели,
выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика,
выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика,
упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки (ходьба по "тропе здоровья" - по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам)
игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами.
Заканчивается гимнастика обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).
Материал: дорожки "Здоровья", физкультурное оборудование: мячи разных размеров и веса, палки, гантели, роллеры.
Время проведения: после дневного сна.
Место проведения: спальня, групповая комната.
Достижение наилучших результатов зависит от соблюдения нескольких принципов при организации гимнастики-побудки:
Принцип радости – физические нагрузки должны вызывать у ребенка чувство радости и удовольствия от движений, способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, желанию заниматься. Веселое настроение, приятные эмоции, смех, радость способствуют общему оздоровлению.
Принцип повторяемости – в течение определенного времени дети выполняют один комплекс гимнастики (1-2 недели). Сначала происходит знакомство с комплексом, разучивание совместно с педагогом, затем закрепление. Принцип повторяемости приучает детей к регулярной работе, способствует запоминанию упражнений.
Принцип творческой направленности — ребенок самостоя-тельно создает новые движения и игры, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем с детьми проводится сеанс самомассажа под руководством воспитателя. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 мин. Каждое движение выполняется 4 — 6 раз. Процедура самомассажа проводится в игровой форме по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они выполняются в течение 2-3 минут.
Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
Затем проводятся индивидуальная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обливание прохладной водой.
Используемая литература:
1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №7/2009г. Автор: Зажарская И. А.
2. Методические рекомендации “Оздоровительные приемы в работе с дошкольниками” Авторы: Назаренко Н. Н., Васильева Ф. А. и др.
3. Газета «Дошкольное образование» №2/2002г. «Проснулись, потянулись…» (обучение детей самостоятельным действиям после дневного сна). Из опыта работы педагогов Нижнего Новгорода.
Автор: Людмила ХРУЛЕВА, заведующая ДОУ № 147.
4. Закаливание детей дошкольного возраста. Гимнастика после сна. Шарипова И. Г.
5. В. Г. Алямовская, С. Н. Петрова "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста".