оксана нужина
Роль художественной литературы в воспитании патриотизма у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В процессе воспитания у детей дошкольного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, её культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Оно имеет небывалую силу, подчеркивает красоту, колоритность сюжетов, обостряет восприятие, обогащает образы героев, пейзажей, тем самым имеет огромную роль в развитии мыслительных процессов у детей.
Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах самостоятельной деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте дети книга становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.
Потешки, поговорки, пословицы, загадки, стихотворения, сказки, былины, мифы, легенды и пр. несут в себе все великолепие культуры народа. Их разносторонние художественные образы позволяют раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; обогащать опыт их нравственных отношений; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать проявление чувства гордости за свою страну.
Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Художественная литература влияет на детей очень многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка своей яркой образной формой и смысловым содержанием. Дети волнуются и сопереживают героям произведений.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература воспитывает и формирует личность ребенка, с помощью передачи чувств, переживаний и эмоций персонажей. Дети 5-6 лет знают уже достаточно литературных произведений. Умеют отличать сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.
Литература играет большую роль в ознакомлении с природой родного края. А формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чем больше знаний о своей родине накапливает дошкольник, тем больше у него формируется чувство патриотизма. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.
Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях - в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей - песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Совместные усилия педагогов и родителей, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.