Наталья Мозговая
Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература является одним из важных средств воспитания чувств и сознания детей дошкольного возраста. В работе с дошкольниками художественная литература занимает большое место. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Детская литература доставляет детям радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка. И в это же время оказывает на детей свое воспитательное воздействие. В. Г. Белинский писал: «Детская книга пишется для воспитания, а «воспитание» - великое дело, им решается участь человека.
Публикация «Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ценность художественных произведений включает в себя развитие всестороннего ребенка. Реалистичные рассказы, сказки, стихи являются формой познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, сопереживать, понимать. Способствует расширению личного опыта, через непосредственное наблюдение и восприятие.
Художественное слово помогает закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма облегчает дошкольнику знакомство с окружающей его жизнью.
Такие писатели как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, В. В. Бианки, Н. И. Сладков знакомят детей с жизнью животного и растительного мира. Произведения писателей природоведов учат детей наблюдательности, умению понимать явления природы. Умение и мастерство писателей помогает детям узнать и расширить знания о богатстве и красоте природы.
Книга С. Я. Маршака «Откуда сто пришел», в поэтической форме рассказывает, что стол, за которым ребенок играет, сделан из дерева, то дерево выросло в лесу и птицы вили гнезда на его ветках.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию.
Слушая рассказы или сказки, ребенок живет жизнью героев, сопереживает, положительным героям, осуждая зло. События, происходившие в литературных произведениях, волнуют и затрагивают маленьких слушателей. Произведения детской художественной литературы помогают выбрать ребенку то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей. Детские книги показывают примеры дружбы, трудолюбия, честности. Способствуют воспитанию любви и уважения к окружающим, Родине.
Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом но и своей идейной сущностью. Характерное для сказки торжество справедливости, победы добра над злом, счастливый конец для доброго героя, всегда вызывает сочувствие ребенка.
Художественные произведения так-же влияют на эстетическое воспитание. Яркие образы поэтических картин русской природы, образы художественных произведений, выразительность языка нравятся детям. Дошкольники чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи, сказки, народные песенки. С первых лет жизни у них появляются любимые песенки, потешки, сказки. Дошкольники учатся родному языку на прибаутках, загадках, поговорках. Слушая художественное произведение ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, кудрявая береза).
Любовь к художественному слову необходимо воспитывать с раннего детства.