Ганюкова Валентина Михайловна
Роль физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в приобщении к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни.
подготовила: старший воспитатель
Ганюкова В. М.
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу.) Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Движение - здоровье, движение-радость, движение - развитие.
Публикация «Роль физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в приобщении к ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Через движение ребенок находит выход в своей неумолимой жажде познания, энергии, фантазии. Движение создают условия для создания интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение - это жизнь ребенка, его стихия! «Берегите здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни. Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому в нашем детском саду актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Одной из главных задач нашего детского сада является подготовка детей к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т. к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие - это два связанных друг с другом процесса.
В нашем ДОУ формами организации оздоровительной работы являются : физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты (физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья, неделя здоровья. Цель оздоровительной работы заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, общеобразовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.
В нашем ДОУ имеется всё необходимое оборудование для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях.
Достаточно высокая активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В подвижной игре дети получают удовлетворение. Поэтому важно обеспечить достаточную продолжительность игровых действий и целесообразную двигательную активность играющих. Необходимо дать детям возможность наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе сверстников. Направленность игры проявляется особенно ярко, если она проходит эмоционально, пробуждает детское выражение, активность.
Инструкции должны быть четко сформулированы и образны. Это поможет привлечь и удержать интерес детей добиваться, чтобы при выполнении упражнений они автоматически включали в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т. п.»
После сна воспитатели проводят игровую оздоровительную гимнастику. Гимнастика на кровати включает такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления. С целью оздоровления детей мы используем корригирующие дорожки после дневного сна. Тренажеры для профилактики плоскостопия, коррекционные дорожки очень полюбились детям и они с удовольствием ходят по ним. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи, с чем увеличивается двигательная активность. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений. Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики. В теплое время гимнастика проходит на улице. В каждой группе разработаны комплексы гимнастики. Используется ритмическая гимнастика, выполняются упражнения с мелким инвентарем. В конце детям предлагаются дыхательные упражнения.
Более эффективны прогулки и физические занятия на свежем воздухе, т. к. позволяют не только повысить двигательную активность, но закаливать детей, повышать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды, его сопротивляемость к различным заболеваниям.
Во время физкультурного досуга дети участвуют в развлекательных играх, забавах, танцуют, отгадывают загадки. Большое количество игр носит характер эстафет, где дети делятся на команды, соревнующиеся между собой. Активная деятельность детей на физкультурных досугах чередуется со спокойной, когда после каждой подвижной игры или эстафеты проводятся, например, конкурсы загадок. Чтобы досуги были интересны, включаю встречу с каким то героем, обязательно сюрпризный момент.
Невозможно себе представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
На всех спортивных мероприятиях развивается ловкость, сила, быстрота реакции, ориентировка в пространстве. Дети болеют за каждого участника из своей команды. Стараются помочь слабым по силе, переживают неудачу, воспитываются выдержка, дружеские взаимоотношения.
Повышению двигательной активности на занятиях, досугах, развлечениях способствует использование нестандартного оборудования. Оборудование несложное, недорогое, но оно вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий увеличивает количество упражнений для разных групп мышц
Также в каждой группе имеются спортивные уголки, оснащённые нестандартным спортивным и игровым инвентарем, изготовленным руками воспитателей и родителей.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Главное в работе с родителями - формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в ДОУ. Для решения этих проблем родители информируются о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка.
Здоровый ребенок, обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным.
В. Шененберг говорил: «Здоровье - это та вершина, которую должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения».