Бирюкова
Роль дыхательной гимнастики в ДОУ для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика – это определенный комплекс упражнений для дыхания, которые применяются в профилактике и лечении заболеваний. Упражнения помогают при борьбе с бронхитом и астмой, хронической усталостью и бессонницей. Дыхательная гимнастика улучшает общее состояние организма: у человека нормализуется сон, улучшается концентрация внимания, повышается активность и продуктивность.
Публикация «Роль дыхательной гимнастики в ДОУ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Упражнения занимают порядка 30 минут в день, при этом положительный эффект можно почувствовать практически сразу. Но существуют разные техники дыхательной гимнастики, обладающие своей спецификой, которую необходимо знать, иначе неправильное выполнение упражнений может даже нанести вред.
Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом. Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
регуляций со стороны центральной нервной системы;
• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
местных застойных явлений;
• налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
• исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет
нервно-психическое состояние у больных.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении утренней гимнастики, подвижных играх на прогулке, беседах, проведении физкультминуток, различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях
Базовые упражнения:
10 повторений: вдох, выдох, перерыв (по пять секунд). Необходимо задействовать только верхний отдел грудной клетки.
Сделайте вдох, задействовав диафрагму, затем всю грудную клетку (7-8 секунд). Такое же количество времени уходит на выдох. Перерыв – пять секунд. Количество повторений – 10 раз.
Задерживаем дыхание и растираем подушечками пальцев крылья носа, переносицу, носогубную складку.
Повторяем второе описанное упражнение, при этом по очереди зажимая ноздри (десять раз каждую).
Повторяем второе описанное упражнение, при этом уделяем внимание тому, чтобы при вдохе живот максимально был втянут (мышцы брюшного пресса напряжены вплоть до завершения выдоха).
Коротко и резко делаем вдох и выдох (по 2,5 секунды на каждое действие). Продолжительность этого упражнения – 60 секунд.
Делаем четыре цикла «вдох-пауза-выдох». Первая минута – в обычном режиме, вторая и третья минута – продолжительность каждого цикла по 5 секунд, следующие три минуты – по 7,5 секунд, следующие 4 минуты – по 10 секунд.
Делаем вдох и, насколько возможно, задерживаем дыханием. Далее выдыхаем и как можно дольше не делаем следующий вдох.
Общая польза от дыхательной гимнастики
Дыхательной гимнастикой могут заниматься взрослые и дети. Польза занятий несомненна, но только при отсутствии противопоказаний:
* Организм насыщается кислородом, в результате чего у человека повышается стрессоустойчивость, он становится более продуктивным в работе.
* Увеличивается объем легких, что способствует большей выносливости и способности переносить серьезные физические нагрузки.
* Улучшение состояния при бронхитах и астме.
* Естественный массаж органов брюшной полости.
* Во время занятий задействуется большое количество мышц, что приводит к укреплению мышечной системы.
* Улучшается эмоциональное состояние. У человека нормализуется настроение, уходят приступы паники (если они есть, нормализуется сон и значительно снижается вероятность возникновения депрессии.
* При условии регулярности занятий наблюдается сокращение массы тела
В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.
Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ” Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить.