ИРИНА ДРЕСВЯНКИНА
Роль дидактической игры в индивидуализации коррекционного обучения с детьми с ОВЗ и неспецифической структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация обучения посредством дидактической игры с детьми с ОВЗ и неспецифической структурой дефекта – это организация учебного процесса через дидактическую игру с учетом индивидуальных психологических особенностей и условий жизни. Индивидуализация обучения через дидактическую игру, в которой можно согласовать процесс обучения и индивидуальные особенности - это один из принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Через дидактическую игру можно создать режим благоприятствования речевого и психического развития каждого ребёнка. Дидактическая игра повышает интерес ребенка с ОВЗ к занятиям, познавательную активность, формируют учебную мотивацию.
Публикация «Роль дидактической игры в индивидуализации коррекционного обучения с детьми с ОВЗ и неспецифической структурой дефекта» размещена в разделах
При индивидуализированном подходе в процессе дидактической игры учитываются такие критерии особенностей личности:
• Уровень физического состояния здоровья ребенка (состояние зрения, слуха, общей моторики, мелкой моторики, частые простудные заболевания)
• Индивидуальные особенности нейропсихологического развития (левшество, синдром двигательной активности, качественные характеристики познавательных процессов, развитие эмоционально-волевой сферы)
• уровень речевого развития (звукопроизношение, состояние артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, состояние лексико-грамматической структуры речи, сложности в обучении грамоте)
• уровень социально-психологического развития (интересы, способности, темперамент, потребности, характер, уровень мотивации к учебной деятельности)
Для того, чтобы осуществить индивидуализированный подход к ребенку с ОВЗ и неспецифической структуры дефекта в процессе дидактической игры, необходимо выполнить следующие требования:
1. Задачи дидактической игры должны учитывать структуру дефекта, компенсировать конкретный вид трудностей (например, усвоение зрительной информации)
2. Дидактическая игра должна соответствовать гигиеническим требованиям, учитывать индивидуальные особенности ребенка (например, для детей с нарушением зрения необходимо дополнительное оснащение, использование определенных цветов, подбирается дидактическая игра с опорой на сохранный анализатор, для детей с ДЦП нужен объемный материал для развития кинестетических ощущений).
Поскольку каждому ребенку необходима своя опора для преодоления некоторых трудностей, учитель – логопед должен подбирать или создавать такие наглядные материалы, которые заставляют работать одновременно слуховой, зрительный и тактильный анализатор. Это помогает каждому играющему находить свои пути для компенсации слабых сторон развития и успешно решать познавательные задачи.
3. Игровые действия должны соответствовать возрасту ребенка и его актуальному уровню развития, может быть предусмотрено постепенное усложнение игровых действий;
Во время проведения дидактической игры с целью индивидуализации обучения педагог должен соблюсти такие условия:
1. Все дети, а так же и ребенок с индивидуальными особенностями в том числе, должны стать активными участниками дидактической игры;
2. Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ должен осуществляться на всех этапах дидактической игры;
3. Педагог использует игровые приемы, предусмотренные данной дидактической игрой, но варьирует их с учетом индивидуальных особенностей (учитываются степень трудности задания, степень оказания помощи, задания по объему, а также, учитываются интересы и склонности детей). Необходимо предоставить каждому ребенку возможность работать в удобном для него темпе- необходимое условие психологического комфорта ребенка с ОВЗ;
4. Необходимо предусмотреть правильную организацию детей в игре, для этого прежде всего педагог должен принимать особенность каждого ребенка. Необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, формировать взаимоотношение в духе сотрудничества, исключить соревнования между детьми, во избежание взаимных упреков, и нарушения атмосферы сотрудничества и общности. Во время проведения дидактической игры педагог держит в поле зрения всех детей, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.
Виды индивидуализированной помощи ребенку с ОВЗ или неспецифической структуры дефекта :
• Опоры различного типа (сигнальные карточки, карточки-подсказки, модели, опорные таблицы и т. д.)
• Алгоритмы выполнения задания (алгоритм составления рассказа по картинкам)
• Указание типа, закона, правила
• Подсказка идеи, направление мысли (намек, ассоциация)
• Предупреждение о возможных ошибках
• Разделение сложного задания на составляющие
Во время проведения дидактической игры педагог старается предотвратить наступление утомления, повысить уровень внимания, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Нужно учить их говорить тихо, вполголоса, чтобы не мешать другим.
Игровые действия дети должны выполнять с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, поскольку постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.
5. Не следует ориентироваться на самого «тяжелого» воспитанника, чтобы другие дети в этот момент не испытывали индивидуальных трудностей. Организация дидактической игры должна базироваться на методах работы, опирающейся на более сильные стороны развития ребенка.
6. Педагог всегда находит возможность отметить успех ребенка, его продвижение. В конце игры педагог подводит итог ( например: «Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал», при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем. Такой анализ зависит от возраста детей или от структуры дефекта ребенка с ОВЗ.
Принципиально важно удовлетворить желание такого ребенка выделиться среди других своей успешностью, продемонстрировать свои умения и знания. Когда это происходит, у него повышается самооценка, формируется адекватное представление о себе. Однако самоутверждение не должно быть за счет других детей. Так как именно в этом возрасте у детей начинает формироваться представление о том, как осуществлять совместную деятельность в коллективе, оставаясь при этом самим собой.
Педагог проявляет педагогический такт. Постоянно поощряет за малейшие успехи, оказывает своевременную и тактичную помощь каждому ребёнку, развивает в нём веру в собственные силы и возможности.
Литература
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М. : Академия, 2000.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 1983.
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М. : Совершенство, 1998.
4. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 1999.
5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
6. Бабенко Н. Г. Попова Ю. А. Психолого-педагогические условия для детей с ОВЗ в инклюзивной практике логопеда. - «Логопед» №6-2016, с. 20