Абрамова Любовь
Роль дидактических игр в развитии представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Оглавление
Введение 3
1. Развитие представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр. 8
1.1 Понятие «развитие представлений», особенности развития представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста. 9
Заключение 21
Список использованных источников 23
Публикация «Роль дидактических игр в развитии представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст является одним из наиболее благоприятных периодов в жизни человека для его эмоционального взаимодействия с природой. Детская непосредственность, увлеченность новыми впечатлениями, открытость эмоционального мира, высокий уровень эмпатии, характеризующие ребенка на данном этапе онтогенеза, способствуют формированию любви и бережного отношения к живой и неживой природе.
Педагоги-классики Я. А. Коменский и К. Д. Ушинский признавали природу и взаимодействие с ней дошкольника мощным средством воспитания и развития. Усвоение ребенком представлений о взаимосвязи природы и человека, а также овладение практическими навыками взаимодействия с окружающей средой способствует развитию мироощущения, создает условия для личностного роста.
Особенно близка для понимания и эмоционально благоприятна для восприятия ребенка живая природа, в рамках которой наибольший интерес у дошкольника вызывает животный мир. Современная развивающая предметно - пространственная среда, а также воспитательно-образовательная система во многом построена на интересе детей дошкольного возраста к животным, которым посвящено огромное количество детских литературных, музыкальных, мультипликационных произведений, разнообразных игр и игрушек. Процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии мира животных, а также методы и приемы, способствующие его оптимизации, рассматривались в работах современных отечественных педагогов Н. Ф. Виноградовой, Е. И. Золотовой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаевой и других [].
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Наличие представлений о животных, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др., являются основой осознанного бережного отношения к природе [3].
В трудах А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Д. Б. Эльконина и др. мы находим, что представления у детей дошкольного возраста часто отличаются фрагментарностью, бессистемностью; дошкольникам крайне сложно выделить неявные, скрытые связи между явлениями. [7].
Исследования А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И. Золотовой подтверждают факт того, что одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другими (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) не владеют совсем, либо имеют о них смутное представление [7].
При ознакомлении детей с животным миром, как отмечает И. В. Корганова, решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных; развитие эмоционально положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
По мнению А. М. Федотовой, понятие «представления о животных» подразумевает собой не только знание разнообразия представителей животного мира, внешнего вида и признаков их как живых организмов, но и понимание, и принятие их образа жизни, повадок и способов выживания [3].
Л. В. Шинкарева в своей работе предлагает представления о животных формировать по группам [].
Первая группа – представления о животных, как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных : цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных : питание – что, чем, как; движение – как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче.
Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.
Вторая группа – связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными. Об изменениях среды обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
Третья группа – понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение.
Четвертый блок знаний – понятия о сообществах растений и животных в природе.
С. Н. Николаева утверждает, что в основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены :
степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние, дикие животные);
способ питания: хищные, растительноядные, всеядные;
местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные; способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т. д.
Исследование проблемы формирования представлений у дошкольников проводится в рамках формирования наглядно-образного мышления. В некоторых исследованиях изучается специфика, содержание и структура, а также особенности образного мышления.
Решение таких проблем, как:
• развитие системы элементарных научных экологических представлений, которые доступны пониманию дошкольников;
• формирование познавательного интереса к миру животных;
• развитие первоначальных навыков грамотного с экологической точки зрения и безопасного обращения с животными;
• формирование положительного и бережного отношения к миру животных, заботы об окружающем мире в целом.
• формирование чувства эмпатии к животным;
• развитие навыков наблюдения за животными, объектами природы и явлениями;
• развитие первоначальной ценностной системы ориентации;
• развитие элементарных поведенческих норм по отношению к животным;
• развитие способности и желания охранять животных и при необходимости помогать им, ухаживая за живыми объектами;
можно найти в работах О. М. Силаевой, А. М. Федотовой и других исследователей [3].
По мнению исследователей, учитывая образовательное значение экологического воспитания, педагог должен решать следующие задачи:
• пополнять представления детей о мире природы, делать их более точными;
• учить детей наблюдать за природой;
• формировать у детей любознательность;
• развивать у детей представления о домашних животных, об их зависимости от людей и повадках;
• развивать детские представления о диких животных : об их среде обитания, о способах добывать пищу, о подготовке к зимней спячке;
• развивать представления детей о птицах;
• помогать детям получать знания о пресмыкающихся и насекомых;
• знакомить детей с разнообразием родной природы;
• пополнять знания дошкольников о животных разных климатических зон.
Согласно исследованиям С. Н. Николаевой, существуют разные способы обобщения определенных представлений о животном мире у дошкольников, опираясь на наглядные специфические признаки. Исследователь выделяет такие признаки, которые доступны для детского понимания. [7].
Основными показателями развития у дошкольников представлений о животных являются :
• осознание взаимосвязи животных с человеком (дикие или домашние);
• знание способов добывания пищи (всеядные, хищники, травоядные);
• знание мест обитания (земля, воздух, вода, смешанные типы) различных животных;
• умение выделять разные способы передвижения: птицы летают, рыбы плавают, змеи ползают, обезьяны лазают, кто-то прыгает или бегает.
Исследователи Л. Бобылева и Е. Н. Водовозова утверждают, что дети могут получить представления о животных, научиться правильно (по-доброму) к ним относиться, если они будут ухаживать за домашними животными [4].
Таким образом, изучив психолого - педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что под представлениями в общей психологии понимаются конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые воспринимались ранее. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека. Представление – это наглядный образ предметов, возникающие на основе воображения. Существует множество трудов, посвященных классификации представлений. Этой проблемой занимались Ж. Пиаже, В. В. Зеньковский и другие ученые. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о значимости формирования у детей среднего дошкольного возраста обобщенных представлений о природных объектах и явлениях. Основная цель формирования обобщенных представлений - не форсированное обучение и преждевременное введение детей в мир научных понятий, а развитие мыслительной деятельности детей, способности обобщать, использовать приобретенные знания в самостоятельной продуктивной деятельности. Обобщенные представления, сформированные на основе выделения наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый объект в системе его связей и зависимостей с другими объектами. С раннего возраста дети знакомятся с отдельными животными, учатся их различать по внешнему виду, повадкам, осваивают приемы ухода за ними, наблюдают за их развитием. Мы выяснили, что понятие «представления о животных» подразумевает собой не только знание разнообразия представителей животного мира, внешнего вида и признаков их как живых организмов, но и понимание, и принятие их образа жизни, повадок и способов выживания.
1.2 Понятие «дидактическая игра», её структура, классификация дидактических игр
Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фрёбеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. []
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся. [ ]
Игра становится подлинной формой игрового обучения лишь в том случае, когда познавательные, задачи ставятся перед детьми через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием дидактической игры.
Познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей, определяет содержание обучения. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, роднит обучающие игры с замятиями, хотя в игре и в занятиях эти задачи различны по характеру.
Дидактическая игра выполняет две очень важные функции.
Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В. Н. Аванесова).
Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками, здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. []
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. [ ]
Особую ценность дидактическая игра представляет для формирования представлений о животных. []
Основные особенности дидактических игр :
• Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
• Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
• Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
• Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
• Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью считается - игровая. []
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фрёбеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
По мнению психологов и педагогов, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:
1)особое отношение личности к окружающему миру;
2)особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3)социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества» является новый шаг к свободе от непосредственного восприятия. []
Понимая целесообразность использования игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают дидактические игры, которые помогают детям усвоить различные понятия, вырабатывать соответствующие навыки и умения. []
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Исходя из представленного выше материала, дидактическая игра обязательно должна иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Так, основными структурными компонентами дидактической игры есть :
Дидактическая задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.
Игровая задача – для детей обучающая задача формулируется, как игровая.
Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
Игровые правила – правила, обеспечивающие реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.
Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого — особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное (но доброжелательное) выполнение им правил — это главное условие организации и проведения таких игр. На первых порах воспитатель напоминает детям правила игры до ее начала и уточняет их по ходу действия.
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Основная особенность дидактических игр определена их названием - это игры обучающие. Они дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Исходя из представленного выше материала, дидактическая игра обязательно должна иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. В педагогике существует несколько классификаций дидактических игр. Бондаренко А. К. указывает, что все дидактические игры можно разделить на несколько видов: - игры с предметами, настольно – печатные и словесные. Так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, именно в этом виде деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей.