Галина Ивановна Алексеева
Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактические игры способствуют:
-развитию познавательных процессов, обобщению и закреплению знаний, развитию памяти и внимания;
-развитию умения делать умозаключения, высказывать свои суждения.
К основным компонентам дидактической игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала.
Публикация «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
2. Объяснение хода и правил игры.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре.
5. Подведение итогов игры.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в игровую ситуацию и действовать по её законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами.
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности,игровым действиям и правилам, и организации детей.
В играх с предметами дети учатся сравнивать,устанав-ливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, учатся оперировать с числами. Например,игра «Отгадай моё число». Ведущий загадывает число,а все по очереди пытаются его отгадать. Ведущий «Моё число больше пяти и меньше семи» и т. д. И всё это показывают на игрушках и используют цифры. Настольно-печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино» и другие. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки,математические способности, логику,внимание, учиться моделировать и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры-это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, рассказывают,как дойти до игрушки, загадывают числа, находят одинаковое количество предметов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам,если эти правила ими усвоены. Проблему заинтересованности ребенка игрой необходимо решать в процессе работы. Дети любят игры и в хорошо знакомые играют самостоятельно с удовольствием.
Дидактические игры имеют огромное значение: у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, размышлять, делать выводы, общаться со сверстниками. В игре они не замечают, что учатся: познают новое,ориентируются в необычных ситуациях, в пространстве,пополняют запас представлений о числах,отношениях между ними, о геометрических формах,частях суток и т. д.
Дидактическая игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Включая игру в жизнь детей, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на осознание, на волю и на поведение в целом.
Игра ценна в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
Таким образом, дидактическая игра –это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Литература :
1. Андреева А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей//Журнал практического психолога. -2008.-№5.
2. Арсентьева В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие / В. П. Арсентьева. - М. : Форум, 2012
3. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. // Лада, 2010.
4. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры //Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2012
5. Бондаренко А. К. Дидактичекие игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991
6. Миленко В. Знакомство с понятием «дидактическая игра»// Дошкольное воспитание. - 2006.