Ирина Овчинникова
Роль дидактических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное и интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает воспитателя к постоянному поиску путей обновления воспитательно-образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала дошкольников.
Публикация «Роль дидактических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста, Методические рекомендации» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема познавательного и интеллектуального развития дошкольников в настоящее время приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Данная проблема актуальна и для детей нашего детского сада. Для решения данной проблемы необходимо находить новые подходы к воспитанию и обучению воспитанников.
Приступая к педагогической работе с детьми в детском саду, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач воспитания и обучения дошкольников, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе любой деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Как показывает анализ литературы и практический опыт работы в детском саду, интеллектуальное развитие дошкольников становится возможным при такой организации работы воспитателя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности детей при воспитании и обучении их в зоне ближайшего развития.
Познавательное и интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребё нка с другими людьми: в общении, в игровой деятельности и в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача воспитателя – развитие умственных способностей детей, вовлечение их в активную деятельность.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активность, развивающая потребность в общении.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В своей книге “Психология интеллекта” Ж. Пиаже пишет: “Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений”.
Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку, находящемуся в детском саду, мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на занятиях, во время игр, но и за их пределами. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления, у них легче происходит процесс социализации.
В представленной методической рекомендации раскрывается многолетний практический опыт по формированию у воспитанников устойчивых познавательных процессов, развития умения и навыков мыслительной деятельности, самостоятельности в поисках способов решения задач через игровую деятельность как эффективной формы работы.
Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи воспитателям детских садов по развитию познавательных и интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме;
- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что игра, как основная форма воспитательно-образовательного процесса в дошкольном возрасте, является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым; игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Данные методические рекомендации посвящены проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях детского сада, развития их познавательного и интеллектуального уровня через игровую деятельность.