Митина Татьяна Николаевна
Роль детской художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
, Без экологических знаний сегодня жить невозможно.
Они нужны нам, людям, как воздух,как лекарство от болезни, диагноз
которой – равнодушие к нашему общему дому, к природе,
В. А. Алексеев.
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает говорить и ходить. Пока ребенок мал, он действует неосознанно, часто с позиции силы, он сильней червей, муравьев, бабочек: он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе : с тем, кто слабее я справлюсь. Такое недоброжелательное отношение к живому переходит в жестокость и не только к природе. Долг взрослого, родителя – быть примером для ребенка, научить видеть вокруг живое / природу/ и формировать представление о человеке не как покорителя природы, а как части ее, зависящей от него., Годы детства – это воспитание сердца, = писал Сухомлинский. А экологическое воспитание, без воспитания сердца, невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Именно детская литература о природе
Публикация «Роль детской художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
действует как на сознание, так и на его чувства. За счет чего? За счет образного, яркого языка создается определенное настроение. Как авторы нежно, с любовью описывают каждый персонаж:
Бесподобно! Та яркость языка дает возможность четко представить картинку, а учитывая то, что дети обладают богатым воображением, все у них проходит через чувства и остается в памяти. Русский фольклор: сказки, поговорки, потешки – образность и точность поэтических выражений, четкость пословиц, занимательность загадок… Это формирует литературный опыт в экологической тематике. У детей накапливаются богатые впечатления : ведь услышанные в детстве сказки и вы ученные стихи запоминаются на долгие годы, а порой и на всю жизнь.
Именно художественное слово сближает ребенка с природой.
Важно не просто прочесть, но и правильно подобрать литературу. Сейчас возможностей для этого много : это и тематические сборники, отдельные небольшие произведения из серий :, Отчего? Почему,, От куколки до бабочки,, Сколько глаз у стрекозы, - прекрасно иллюстрированные. Я хочу сделать акцент на наших, Хрестоматиях,, в которых круг детского чтения определен очень профессионально. Она пользуется у педагогов большой популярностью. В ней выделен раздел, Природа и человек,.Отдельно выделены произведения наших замечательных классиков природоведческой литературы : Пришвина и Бианки, Чарушина и Сладкова. Русская поэзия в лице Фета, Тютчева, Пушкина, Некрасова и т. д. Важность роли взрослого состоит в том, чтобы донести не только чувства автора, но и свои тоже. Желательно приучать детей интересоваться энциклопедиями, самостоятельно рассматривать рисунки, фотографии, побуждать задавать вопросы. И это обязательно поможет перенести полученные знания и чувства на поведение в природе, воспитанию гуманных чувств.