Ирина Буханцова
Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Задача воспитателей - напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Публикация «Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.
В требованиях к выпускнику детского сада выделены целевые ориентиры, в которых отмечено, что ребенок на завершении этапа дошкольного детства : «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Информация усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». И поэтому я решила работать по технологии ТРИЗ. А что такое загадка? Это задача, которую надо решить. Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения об окружающем мире. ТРИЗ - это игровая, загадочная, познавательно – творческая деятельность, которая увеличивает эффективность основной образовательной программы. ТРИЗ формирует умения детей думать нестандартно и находить собственные решения, прививает детям радость творческих открытий. Любые знания даются детям в виде задач (загадок, тем самым стимулирует познавательную активность и мыслительную деятельность. Умелое использование методов и приёмов делают деятельность увлекательной и интересной, формируют у дошкольников находить позитивное решение возникших проблем. Развивает у дошкольников мышление, воображение, познавательную активность, творческие способности, решение нестандартных задач во всех пяти областях программы, воспитывает творческую личность, коммуникативные навыки.
Чтобы познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность была, более эффективна я в своей группе организовала деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию исследовательских, практических навыков и необходимых преставлений о мире природы и предметов постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Каждый год провожу диагностику детей, с целью фиксирования личностного роста и объема полученных умений у детей в течение года. Разрабатываю проекты по технологии ТРИЗ: средняя, старшая группы: «Потомучки», подготовительная: «Мы познаём мир». Составляю перспективный план на учебный год, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов.
План для подготовительной группы:
«Ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы», (1 раз в неделю, [1]).
«Страна загадок», (1 раз в неделю, [2], [3], [4]).
Дидактические игры ТРИЗ (СДВД, 2 раза в неделю, [4], [5], [6],).
Экологические сказки о растениях (Чтение и беседа, 1 раз в неделю, интернет ресурсы).
Игры – экспериментирования с различными предметами и материалами(1 раз в неделю, интернет ресурсы).
Список использованных источников:
1 Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность. Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы // под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск
2 Гин С. И. Мир загадок// ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
3 Нестеренко А. А. Страна загадок // интернет - журнал «Лицей» gazeta licee.ru
4 Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду// Издательство : Минск: ИВЦ Минфина
5 Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания// – Ульяновск, ООО «Вектор – С»
6 Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников // Ульяновск
Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей.
В нашей группе организованы — центр «Песка и воды», центр «Почемучка». Которые включают оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки). Природный материал (камешки, песок, семена магнит, дерево, глина и т. п.). Утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки); прочие материалы - лупы, щеточки, губки…
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Рукотворный и природный мир», «Эвроритм», «Да – нет», «Круги Луллия», «Карусель», «Чудо – лесенка», «Чудо – домик», «Волшебная коробка», системные операторы: «Трёхэтажный дом, «Волшебный светофор», «Волшебные домики», «Синквейн», «Умная голова» и другие. Они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Дети познакомились со средой обитания (земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания. С жизнью природы в зависимости от сезонных изменений. Причинах природных явлений, изменений в природе. С жизнью животных и растений в разных климатических условиях. К примеру: В пустыне - жарко, недостаток влаги, редко идут дожди, песчаная почва. На севере - холодно, долго длится ночь, мало света, тепла, обледенелая почва.
Создавала условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Знакомила детей с разными видами сенсорных эталонов (пред-ставления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
Формировала умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. Дети использовали простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук. Дети с лёгкостью сравнивают предметы по 17 признакам, выделяют сходство и отличие. Подбирают пары, группируют по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
Большой интерес для экспериментирования у детей вызывают игры с водой, песком, снегом. Они не только увлекательны для детей, но и полезны для установления физических закономерностей. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Мы помогаем детям разнообразить игры с водой: подкрашиваем ее пищевыми красителями, делали пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.
Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лед скользкий, холодный.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатление, широко используем в работе стихотворения, рассказы, фольклорные тексты. Слушая и запоминая содержания художественных произведений, дети узнают о природе нечто новое. Дети с большим интересом слушают произведение К. Чуковского, Сутеева, А. Барто, Е. Чарушина, К. Ушинского и другие.
Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы стараемся на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: организуем родительские собрания, была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой, детскими энциклопедиями и в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Проанализировав результаты своей работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования», я пришла к выводу, работа в данном направлении эффективна. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Вывод: Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.