Лучший педагог года

Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы (1 фото)

Ирина Буханцова
Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы

Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Задача воспитателей - напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Темочки:

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.

В требованиях к выпускнику детского сада выделены целевые ориентиры, в которых отмечено, что ребенок на завершении этапа дошкольного детства : «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Информация усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». И поэтому я решила работать по технологии ТРИЗ. А что такое загадка? Это задача, которую надо решить. Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения об окружающем мире. ТРИЗ - это игровая, загадочная, познавательно – творческая деятельность, которая увеличивает эффективность основной образовательной программы. ТРИЗ формирует умения детей думать нестандартно и находить собственные решения, прививает детям радость творческих открытий. Любые знания даются детям в виде задач (загадок, тем самым стимулирует познавательную активность и мыслительную деятельность. Умелое использование методов и приёмов делают деятельность увлекательной и интересной, формируют у дошкольников находить позитивное решение возникших проблем. Развивает у дошкольников мышление, воображение, познавательную активность, творческие способности, решение нестандартных задач во всех пяти областях программы, воспитывает творческую личность, коммуникативные навыки.

Чтобы познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность была, более эффективна я в своей группе организовала деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию исследовательских, практических навыков и необходимых преставлений о мире природы и предметов постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Каждый год провожу диагностику детей, с целью фиксирования личностного роста и объема полученных умений у детей в течение года. Разрабатываю проекты по технологии ТРИЗ: средняя, старшая группы: «Потомучки», подготовительная: «Мы познаём мир». Составляю перспективный план на учебный год, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов.

План для подготовительной группы:

«Ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы», (1 раз в неделю, [1]).

«Страна загадок», (1 раз в неделю, [2], [3], [4]).

Дидактические игры ТРИЗ (СДВД, 2 раза в неделю, [4], [5], [6],).

Экологические сказки о растениях (Чтение и беседа, 1 раз в неделю, интернет ресурсы).

Игры – экспериментирования с различными предметами и материалами(1 раз в неделю, интернет ресурсы).

Список использованных источников:

1 Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность. Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы // под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск

2 Гин С. И. Мир загадок// ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС»

3 Нестеренко А. А. Страна загадок // интернет - журнал «Лицей» gazeta licee.ru

4 Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду// Издательство : Минск: ИВЦ Минфина

5 Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания// – Ульяновск, ООО «Вектор – С»

6 Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников // Ульяновск

Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей.

В нашей группе организованы — центр «Песка и воды», центр «Почемучка». Которые включают оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки). Природный материал (камешки, песок, семена магнит, дерево, глина и т. п.). Утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки); прочие материалы - лупы, щеточки, губки…

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Рукотворный и природный мир», «Эвроритм», «Да – нет», «Круги Луллия», «Карусель», «Чудо – лесенка», «Чудо – домик», «Волшебная коробка», системные операторы: «Трёхэтажный дом, «Волшебный светофор», «Волшебные домики», «Синквейн», «Умная голова» и другие. Они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Дети познакомились со средой обитания (земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания. С жизнью природы в зависимости от сезонных изменений. Причинах природных явлений, изменений в природе. С жизнью животных и растений в разных климатических условиях. К примеру: В пустыне - жарко, недостаток влаги, редко идут дожди, песчаная почва. На севере - холодно, долго длится ночь, мало света, тепла, обледенелая почва.

Создавала условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Знакомила детей с разными видами сенсорных эталонов (пред-ставления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.

Формировала умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. Дети использовали простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук. Дети с лёгкостью сравнивают предметы по 17 признакам, выделяют сходство и отличие. Подбирают пары, группируют по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Большой интерес для экспериментирования у детей вызывают игры с водой, песком, снегом. Они не только увлекательны для детей, но и полезны для установления физических закономерностей. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Мы помогаем детям разнообразить игры с водой: подкрашиваем ее пищевыми красителями, делали пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.

Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лед скользкий, холодный.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатление, широко используем в работе стихотворения, рассказы, фольклорные тексты. Слушая и запоминая содержания художественных произведений, дети узнают о природе нечто новое. Дети с большим интересом слушают произведение К. Чуковского, Сутеева, А. Барто, Е. Чарушина, К. Ушинского и другие.

Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы стараемся на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: организуем родительские собрания, была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой, детскими энциклопедиями и в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

Проанализировав результаты своей работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования», я пришла к выводу, работа в данном направлении эффективна. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Вывод: Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Публикации по теме:

Центр экспериментирования и природы в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования и природы в старшей группе детского сада «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Детство – страна удивительная. Каждый ребёнок представляет собой.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы
Опубликовано: 2 августа 2024 в 22:06
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении дошкольников с миром неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Буханцова (УИ 269799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД