Получи документы

Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста

Ирина Орлова
Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании

в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений актуальностью является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [4]. Главную основу методологии ФГОС дошкольного образования составляет культурно-историческая диалектика, которая рассматривает уровень развития системы в контексте роста вариативности ее составляющих. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство при-

Публикация «Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

знается как уникальный и самоценный период развития личности. В процессе взаимодействия с взрослыми

и сверстниками в этот период ребенок должен располагать необходимым уровнем свободы в самопознании, самовыражении и освоении культурных практик.

ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребенка, в том числе и одаренного, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности [4].

В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребенком своей индивидуальности и яркихспособностей. Как показывают многочисленные исследования отечественных ученых (Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, М. А. Кононенко, Я. А. Пономарева, М. С. Старчеуса, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли и др., особенностью музыкальной одаренности является наличие особой восприимчивости ребенка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности.

Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. В 2–3 года дети легко узнают мелодии;

выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4–5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Одаренные дети

способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие виды деятельности.

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (танец, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах (импровизация, сочинительство, экспериментирование со звуками, музыкальная игра. Как отмечает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе — синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение, оригинальности и вариативности» [3, с. 168–182].

Н. А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих — новое о себе [1, с. 34].

По мнению А. Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей [2, с. 116–120].

Мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых. Следовательно, все это позволяет говорить о правомерности распространения

понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив словом «детское» и отметив условный характер его применения.

Важным условием жизнетворчества музыкально одаренных детей дошкольного возраста является грамотная

организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в само-развитие, а в дальнейшем в самореализацию.

Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей. Высокая

познавательная мотивация и творческая активность ребенка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим, обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребенка. Например, в старшем дошкольном возрасте пяти — семи лет отмечается полная погруженность в восприятие музыки, ребенок называет любимые произведения; чисто интонирует в пении; самостоятельно подбирает мелодии на детских музыкальных инструментах.

Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют.

Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях, важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребенка. В детском музыкальном творчестве важна не цель — важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.

На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т. п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учет духовно-нравственных ценно-стей общества, которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одаренной личности ребенка.

В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не

только обмена информацией, но и совместных действий в музыкально-художественной деятельности, что позволяет планировать и общую деятельность.

Следовательно, у одаренных детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое.

Диалог представляет собой сложную форму общения, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнеров. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребенка и взрослого,

ее анализ дает педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.

Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов [7].

В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.

Опираясь на исследования Л. В. Трубайчук, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. Г. Гогоберидзе и др. ,

определим условия, способствующие принятию положения субъекта детской музыкальной деятельности одаренного ребенка :

— Свободное выражение своего «Я» в дошкольном возрасте;

— Способность делать свой свободный выбор в проявлениях детского музыкального творчества в доступных и интересных видах музыкально-художественной деятельности;

— Самопрезентация «Я» в группе сверстников;

— Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию;

— Результат музыкально-художественной деятельности является способом социализации.

Следовательно, продуктами детского музыкального творчества одаренного ребенка может выступать его

отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразитель-

но-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.

На наш взгляд, существенными показателями качества личного музыкально-творческого продукта одаренного ребенка в детском музыкальном творчестве являются :

— Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности и не-

ординарности способов выполнения и характера выражения своего отношения к образу, творческому про-

цессу и результату;

— Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т. д. ; направленность личного творческого продукта на созидание.

Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : АСТ, 2010. — 112 с.

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие.

М. : Академия, 2005. — 320 с.

3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Академия Москва, 1998. — 240 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом

Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 18:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД