Ирина Орлова
Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании
в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений актуальностью является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [4]. Главную основу методологии ФГОС дошкольного образования составляет культурно-историческая диалектика, которая рассматривает уровень развития системы в контексте роста вариативности ее составляющих. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство при-
Публикация «Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
знается как уникальный и самоценный период развития личности. В процессе взаимодействия с взрослыми
и сверстниками в этот период ребенок должен располагать необходимым уровнем свободы в самопознании, самовыражении и освоении культурных практик.
ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребенка, в том числе и одаренного, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности [4].
В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребенком своей индивидуальности и яркихспособностей. Как показывают многочисленные исследования отечественных ученых (Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, М. А. Кононенко, Я. А. Пономарева, М. С. Старчеуса, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли и др., особенностью музыкальной одаренности является наличие особой восприимчивости ребенка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности.
Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. В 2–3 года дети легко узнают мелодии;
выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4–5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Одаренные дети
способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие виды деятельности.
Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (танец, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах (импровизация, сочинительство, экспериментирование со звуками, музыкальная игра. Как отмечает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе — синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение, оригинальности и вариативности» [3, с. 168–182].
Н. А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих — новое о себе [1, с. 34].
По мнению А. Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей [2, с. 116–120].
Мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых. Следовательно, все это позволяет говорить о правомерности распространения
понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив словом «детское» и отметив условный характер его применения.
Важным условием жизнетворчества музыкально одаренных детей дошкольного возраста является грамотная
организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в само-развитие, а в дальнейшем в самореализацию.
Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей. Высокая
познавательная мотивация и творческая активность ребенка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим, обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребенка. Например, в старшем дошкольном возрасте пяти — семи лет отмечается полная погруженность в восприятие музыки, ребенок называет любимые произведения; чисто интонирует в пении; самостоятельно подбирает мелодии на детских музыкальных инструментах.
Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют.
Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях, важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребенка. В детском музыкальном творчестве важна не цель — важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.
На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т. п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учет духовно-нравственных ценно-стей общества, которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одаренной личности ребенка.
В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не
только обмена информацией, но и совместных действий в музыкально-художественной деятельности, что позволяет планировать и общую деятельность.
Следовательно, у одаренных детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое.
Диалог представляет собой сложную форму общения, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнеров. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребенка и взрослого,
ее анализ дает педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.
Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов [7].
В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.
Опираясь на исследования Л. В. Трубайчук, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. Г. Гогоберидзе и др. ,
определим условия, способствующие принятию положения субъекта детской музыкальной деятельности одаренного ребенка :
— Свободное выражение своего «Я» в дошкольном возрасте;
— Способность делать свой свободный выбор в проявлениях детского музыкального творчества в доступных и интересных видах музыкально-художественной деятельности;
— Самопрезентация «Я» в группе сверстников;
— Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию;
— Результат музыкально-художественной деятельности является способом социализации.
Следовательно, продуктами детского музыкального творчества одаренного ребенка может выступать его
отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразитель-
но-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.
На наш взгляд, существенными показателями качества личного музыкально-творческого продукта одаренного ребенка в детском музыкальном творчестве являются :
— Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности и не-
ординарности способов выполнения и характера выражения своего отношения к образу, творческому про-
цессу и результату;
— Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т. д. ; направленность личного творческого продукта на созидание.
Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : АСТ, 2010. — 112 с.
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие.
М. : Академия, 2005. — 320 с.
3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Академия Москва, 1998. — 240 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом
Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.