Наталья Рубцова
Роль игры в формировании познавательного интереса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Н. А. Рубцова, МБДОУ Д/С №19
городского округа город Воронеж.
Развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, орга-низованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоя-тельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельно-сти (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимо-контроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка, использова-ние вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выпол-нения задания. Кроме того, повышению мотивации старших дошкольни-ков способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности ребенка в конечном итоге.
Публикация «Роль игры в формировании познавательного интереса у дошкольников» размещена в разделах
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ребе-нок захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
Все многообразие мотивов учебной деятельности можно предста-вить тремя взаимосвязанными группами.
Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоцио-нальных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, желание получить награду, похвалу, боязнь получить наказание.
Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости вообще и учебного предмета в частности: осознание миро-воззренческого, социального, практически-прикладного значения пред-мета, тех или иных конкретных знаний и умений.
Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания : интерес к знаниям, любо-знательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач.
Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место зани-мает познавательный интерес. Интерес как компонент познавательной активности играет немаловажную роль в деятельности дошкольника. По-знавательный интерес возникает и формируется на основе присущей че-ловеку потребности в знании, которая является природным его свой-ством.
Начало познавательной деятельности ребенка представляет собой ориентировку в окружающей действительности, а самым первичным проявлением познавательного интереса является любопытство как реак-ция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориен-тироваться в этой обстановке. В качестве более высокой формы познава-тельного интереса выступает любознательность.
На высшем уровне своего развития познавательный интерес стано-вится высокой духовной потребностью человека.
Потребность в знании имеет сложную природу: социальную, по-скольку в ней отражаются потребности общества в знаниях; психологи-ческую, так как она представляет собой проявление духовной активности личности; психофизиологическую, в связи с тем, что она возникает благодаря определенным нейродинамическим процессам; наконец, педагогическую, поскольку она формируется, прежде всего, в условиях обучения и воспитания и повышает возможности усвоения знаний и развития старших дошкольников.
- Как свойство личности познавательный интерес не дается чело-веку от природы, поэтому необходима целенаправленная систематиче-ская работа по его формированию и развитию.
Использование в процессе обучения познавательных задач является основным условием развития познавательной деятельности старших до-школьников. В повседневную практику обучения необходимо включать как подготовку к самостоятельному решению детьми познавательных за-дач, так и само решение этих задач, поскольку «умение их решать - важ-нейший критерий достигнутой познавательной самостоятельности, а все возрастающая сложность этих задач - решающий показатель уровня по-знавательной активности и самостоятельности старших дошкольников».
Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотива-ция и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педаго-га, приемы и методы обучения).
Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют познавательный интерес, мо-тивы обучения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнооб-разных эмоциональных и нравственных процессов.
Показателями активности, которые необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста могут быть : инициативность, энергич-ность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характери-стика деятельности, добросовестность, интерес, любознательность (по-ложительное отношение к деятельности, самостоятельность, саморегу-ляция, осознанность деятельности, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца, целеустремленность, целена-правленность, творчество.
Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного воз-раста. Игра - средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к обучению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже по-знает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процес-сы.
Игра является главным условием для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка с нарушениями слуха. Л. С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как централь-ную для понимания самого возникновения игры.