Мария Гутникова
НОД по формированию основ экологического сознания во второй младшей группе «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33
детский сад общеразвивающего вида
НОД по познавательно-речевому развитию
(формирование основ экологического сознания)
во второй младшей группе «Б»
«Путешествие в лес»
Интеграция образовательных областей
«Познание» и «Безопасность»
воспитатель МБДОУ №33
Гутникова Мария Петровна
Тула, октябрь 2014
Публикация «НОД по формированию основ экологического сознания во второй младшей группе „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цель
Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показывать значимое место каждого человека в ее сохранении.
Задачи по образовательным областям
Познание. Знакомить детей со взаимосвязью окружающей природы, здоровьем и жизнью человека. Знакомить с правилами поведения в природе.
Здоровье. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
Безопасность. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Труд. Формировать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Коммуникация. Развивать умение общаться со взрослыми и детьми. Развивать познавательные способности (умение наблюдать, описывать, находить и выстраивать причинно-следственные связи).
Музыка. Приобщать детей к музыкальному искусству. Формировать навыки точного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии.
Материалы и оборудование
Модели (рисунки-знаки) правил поведения в лесу, две корзины, муляжи съедобных и несъедобных грибов, осенние листья для танца, деревья, пеньки, три куклы, одетых в разноцветные платья (оранжевый, красный, зеленый, гербарий из листьев клена, березы, рябины.
Предварительная работа
Наблюдение на прогулках; сбор осенних листьев во время прогулок с родителями в парке, лесу; дидактические игры «К березке беги», «Найди и обними клен». Чтение стихов поэтов А. Плещеева, Е. Трутневой, И. Бунина.
Ход
Создание игровой мотивации
С помощью волшебной палочки воспитатель переносит детей в чудесный волшебный лес, произнеся слова: «Раз, два, три, волшебная палочка, ребят в лес перенеси». Дети под музыку строятся в круг и здороваются с гостями. Воспитатель сообщает программное содержание НОД:
- Здравствуйте, уважаемые гости, предлагаем вам совершить путешествие по осеннему лесу вместе с ребятами. Дети расскажут о значении леса в жизни человека и о том, как правильно себя вести в лесу.
Беседа
Воспитатель.
- Для чего люди приходят в лес? Дети. (Люди приходят отдохнуть, потому что в лесу самый чистый воздух).
- Значит, лес является домом для огромного количества растений. А для кого еще лес является домом? Дети (Лес является домом для зверей и птиц).
- Значит, люди приходят в лес, чтобы отдохнуть и оздоровиться, послушать тишину вдали от городского шума, набрать грибов, ягод, орехов.
- А какое время года сейчас? Дети (Осень) – Каждое время года имеет характерные признаки. Сейчас мы послушаем стихи ребят, которые помогут нам назвать признаки осени. Дети читают стихи:
Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
Алые и желтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пестрый хоровод.
- Какие изменения произошли с листочками на деревьях? Дети (листья желтеют, краснеют, опадают).
- А как вы понимаете слова из стихотворения «Слышатся прощальные птичьи голоса». Дети (Птицы улетают в теплые края, потому что становится холодно, насекомые прячутся в теплые домики, птицам нечего есть).
- Птицы прилетят по весне – и опять засвистят в вышине.
Воспитатель:
- Мы знаем красивый танец с осенними листьями. Давайте вначале подготовим свои пальчики к тому, чтобы они крепко и ловко держали осенние листочки во время танца.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
Кулачки – ладошки, кулачки – ладошки.
Загибаем большой палец
Загибаем указательный
Загибаем средний палец
Загибаем безымянный палец
Загибаем мизинец
Кулачки – ладошки, кулачки – ладошки.
Танец с листьями
Вот листочки хороши
С ними пляшут малыши.
Ходят, улыбаются,
От души стараются. (Двигаются по кругу (маршем) и держат по два листочка в руках).
Мы листочки все поднимем
И помашем плавно ими
Влево, вправо помаши –
Вот так пляшут малыши. (Поднимают руки с листочками и машут влево-вправо).
Прилетел вдруг ветерок,
Хочет оторвать листок.
Мы листочки не дадим,
Пригодятся нам самим. (Прячут листочки за спину и пружинят с поворотами влево-вправо).
С дерева листок слетел,
Ветер листик завертел,
Поплясал он – поплясал,
А потом легко упал. (Дети кружатся с листочками вокруг себя и опускают листочки на тропинку).
Воспитатель.
- Во время прогулок мы собирали листья, учились узнавать деревья по форме листьев. Проведем игру «С какого дерева листок?». Разделимся на три команды. Первая команда будет украшать платье кукле кленовыми листочками, вторая – рябиновыми, третья – березовыми. Назовите, на что похожи листочки кленовые. Дети (На гусиную лапку, на ладошку, на звездочку). Рябиновые листочки похожи на двух братиков, двух сестричек. Березовые листочки похожи на сердечко, на треугольник.
Ваше задание – посмотреть на веночек куклы и подобрать такие же листочки для платья (под музыку дети украшают куклам платье).
Воспитатель проверяет задание и говорит: «Все справились с заданием, молодцы». Звучит тревожная музыка, залетает Баба Яга (разбрасывает мусор, громко кричит, стреляет из рогатки, оставляет беспорядок, уходит.
Входит Лесовичок и говорит:
- Здравствуйте, дети, лесной вам привет. Я в городе большом сегодня заблудился, поэтому с визитом немного припозднился. Мой волшебный мудрый лес полон сказок и чудес.
Увидев беспорядок, - Ох, ох, ох, что делается! Безобразная Баба Яга свои порядки решила навести!
Воспитатель
- Не волнуйся, Лесовичок. Мы тебе поможем навести порядок (Дети убирают мусор в корзины).
Лесовичок
- Спасибо, ребята.
Воспитатель
- Давайте посмотрим, что за мусор здесь был. Железные банки можно закопать под корни деревьев. Банка будет ржаветь, выделять железо, необходимое для роста растений. А стеклянные банки в лесу оставлять нельзя – они могу разбиться, поранить людей, животных. Из пластиковых бутылок можно мастерить вазочки. Давайте поставим знак-рисунок:» В лесу, на поляне, у реки ты не сори и громко не кричи». (дети повторяют этот знак).
Лесовичок
Продолжим свое путешествие по лесу. На пути препятствие (бревно). Давайте преодолеем (дети выполняют вместе с лесовичком физкультурные движения – маршируют, руки поднимают, опускают, приседают, перешагивают бревно).
Дети приходят на грибную полянку. Лесовичок восхищенно говорит:
- Какая грибная поляна! Сколько грибов! Но не каждый грибок ты клади в кузовок. Назовите, какие грибы съедобные вы знаете. Дети (Белый гриб, лисички, подосиновик, подберезовик). Несъедобные? Дети (мухомор и бледная поганка). Лесовичок подает корзинку и ребенок собирает съедобные грибы.
А что же сделаем с ядовитыми грибами? Дети (Мы в корзинку не кладем, оставляем в лесу на полянке, они нужны ежику, белочке, лосю). Давайте оставим знак-рисунок (дети ставят знак «Нельзя давить грибы, даже ядовитые»).
Лесовичок
Вспомним и назовем другие правила поведения в лесу. Дети называют (Нельзя рвать без надобности цветы, не топтать поляну, нельзя разорять птичьи гнезда. Дети расставляют знаки-рисунки).
Лесовичок хвалит детей и дарит корзину с шишками, желудями. Воспитатель волшебной палочкой возвращает детей из леса в группу.
Литература
Николаева С. Н. Юный эколог
Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу
Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников