Елена Миронова
Родительское собрание в форме семинара-практикума «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи:
1. Организационный момент. (эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения. Игра «Знакомство», «Мой ребёнок»)
Публикация «Родительское собрание в форме семинара-практикума „Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Адаптационный период в детском саду. Подвести родителей к осознанию связи между степенью адаптации ребенка к условиям ДОУ и особенностями взаимоотношений родителей с детьми.
3. Обзор нетрадиционных игр во время адаптации проводимых в детском саду. Показ игры с водой «Рыбки»
4. Рефлексия «Асоциации» проводится с родителями.
5 Памятка «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Оборудование: воздушные шары с именами детей, картинки
«состояние моря», сачки, тазики с водой, игрушечные рыбки,
салфетки, фартуки, аудиозапись (шум дождя, колонка
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть
Вас на нашей встрече! В нашем дошкольном учреждении широко
используются как традиционные формы работы с родителями так и
нетрадиционные. Итак, сегодня я проведу нетрадиционное
родительское собрание. Тема родительского собрания : «Адаптация
детей раннего возраста к дошкольному учереждению, возрастные
особенности детей 2-3 лет».
1. Тренинг «Мой ребенок». 1вариант: Для того, что бы больше узнать о ваших детях, я с вами сейчас проведу тренинг. Для этого я раздала (лежат в корзине и родители их вытягивают) вам шарики (мячики) с именами ваших детей. Вы представляетесь и рассказывает о своём ребёнке (что он любит, что нравится, что не нравится, во что любит играть, как его называют в семье и т. д.). 2 вариант: Родителям было предложено познакомиться друг с другом, нарисовав на воздушном шарике портрет своего ребенка.
2. Адаптация – приспособление организма к
изменяющимся внешним условиям. По длительности адаптационного периода различают 4 степени адаптации ребенка к детскому саду: -лёгкая - -средняя - -тяжёлая - -сверх тяжёлая, которая встречается крайне редко. Независимо от длительности каждый адаптационный период проходит три фазы, которые образно можно сравнить с определенным состоянием моря. Состояние моря – «шторм», «шторм затихает», «штиль»
Рассуждения родителей с комментариями воспитателя!
ШТОРМ (острая фаза) – в ответ на комплекс нового влияния все системы организма отвечают бурной реакцией и напряжением. Повышается возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у некоторых детей).
ШТОРМ ЗАТИХАЕТ (подострая фаза) – организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Ребёнок продолжает присматриваться к новому окружению, делает попытки влиться в общую деятельность, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период длительный – от 1 недели до 2-3 месяцев.
ШТИЛЬ (фаза компенсации) – период относительно стабильного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реакции на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребёнок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать связь, принимает участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизуется сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.
Из-за чего происходят эти штормы? Что испытывает ребенок в адаптационный период?
- Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», - «неизвестность, заберут ли меня домой»; - Незнакомая обстановка; - Незнакомые взрослые, - Незнакомые мальчики и девочки; - Недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.)
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
-Установите тесный контакт с работниками детского сада. Спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике. Также можно сказать: «Елена Николаевна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю. -Сообщите воспитателям о привычках и склонностях своего малыша. -Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. -Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой, а также ритуал встречи. -Расставание с ребёнком в приёмной дошкольного учреждения должно быть коротким и радостным. -Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали. Приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). -Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец. -Поддерживайте дома спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. -Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день, читайте малышу. -Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим. -Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. -Предложите ребенку взять собой в детский сад свою любимую игрушку. -Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду. -Будьте терпимее к его капризам, «не ругайте», не наказывайте детским садом.
Показ Презентации: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада»
3. При адаптации детей раннего возраста я предлагаю использовать нетрадиционные игры. Перечислю некоторые: Пескотерапия-это рисование песком, Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, Тестопластика-это лепка из теста, Игры с мыльными пузырями., но больше всего мне нравятся Игры с водой.. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений.
Дети быстрее успокаиваются, расслабляются,
забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с
воспитателем.
Чтобы организовать игры с водой нужно:
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха, предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки, разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой :
играть дружно, не мешая другим;
не отбирать игрушки;
аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
учить бережно относиться к воде;
не выливать воду на пол.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей (детских песенок, шум дождя, водопада, журчание ручейка, звуки природы)
Проводится игра «Рыбалка» совместно с родителями( 2 родителей, перед игрой проводится психогимнастика «Рыбки».
Заканчивается игра уборкой. Показываю малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки.
Проводится игра: «Выловики крышечки». Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 крышечек, 2 тазика. Предложите малышу выловить крышечки при помощи ситечка и положить их в тазик. Можно использовать шарики, мелкие плавучие игрушки, природный материал: шишки, скорлупки грецкого ореха, жёлуди и др.
4. Рефлексия игра: «Ассоциации», родители называют ассоциации, которые связаны со словом адаптация.
5. Памятка «Возрастные особенности детей 2-3лет
6. Организационные моменты :