Оксана Несват
Родительской собрание «Служба ранней помощи в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительской собрание «Служба ранней помощи в ДОУ»
Младенчество, ясельный и ранний возраст являются самым благодатным периодом для развития познавательного потенциала малыша.
Однако у некоторых детей развитие и обучение новому происходит не так, как у их сверстников. Иногда причиной этому становится нарушение структур организма: например, ретинопатия (нарушение развития сетчатки - структуры органов зрения) может не позволять ребенку качественно зрительно исследовать предметы и ориентироваться в пространстве, а тугоухость (нарушение структуры органов слуха, не скорректированная с помощью слухового аппарата или кохлеарного импланта, замедляет понимание и использование речи.
Публикация «Родительской собрание „Служба ранней помощи в ДОУ“» размещена в разделах
В некоторых случаях функции организма оказываются нарушены, даже если медицинские обследования не обнаруживают каких-либо нарушений в структурах. Это так называемые функциональные нарушения, при которых ребенок может испытывать серьезные трудности в своей повседневной жизни даже при отсутствии очевидных причин на уровне строения его организма. Так, понимание и использование речи может быть снижено, несмотря на хороший слух и развитие артикуляционного аппарата малыша.
На развитие малыша может повлиять и нарушение здоровья : например, затянувшийся или регулярно повторяющийся отит
Вне зависимости от причин, любая задержка развития или трудность в повседневной жизни ребенка и семьи может быть устранена или уменьшена. Ключевым моментом в успешности и эффективности программы помощи такой семье зачастую становится ранний возраст ребенка, в котором эта помощь начинает осуществляться. Поэтому первой задачей является своевременное обнаружение имеющихся у ребенка трудностей.
Для того, чтобы помочь Вам развивать и воспитывать детей, на базе нашего ДОУ с нового учебного года открылась Служба ранней помощи (СРП, специалисты которой ждут Вас и вашего ребенка.
Команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог- психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги групп раннего возраста.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Задачи службы :
1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Клиенты службы ранней помощи – семья с детьми с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей.
Показаниями для направления семьи с ребенком в СРП могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием:
1. Дети с выявленными отклонениями в развитии — нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др., у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести :
1. Консультативно – диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы :
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
3. Информационно-методическое направление:
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
• повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
• развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей : компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т. д.
Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.
Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи :
1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
5. Промежуточная диагностика.
6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.
Скрининги развития– простые инструменты, позволяющие быстро оценить соответствие текущих навыков малыша примерной возрастной норме.
Важно отметить, что скрининги не являются очень точными инструментами для определения задержки развития. Основная задача скрининга – зафиксировать наличие существенной задержки, а также дать возможность отследить эту задержку не только специалистам в области детского развития (педиатру, педагогам, психологам, но и ближайшему окружению ребенка, которое обычно не имеет специального образования в этой области (например, родителям и другим близким взрослым). В связи с этим возможны ситуации, когда скрининг не обнаруживает небольшое отставание, или наоборот, фиксирует задержку там, где ее нет, поскольку не может учесть индивидуальные особенности конкретного ребенка. Поэтому, если Вас что-то беспокоит в развитии малыша, лучше все равно по возможности получить консультацию профильного специалиста.
Если скрининг развития показал наличие у ребенка задержки – это повод обратиться к специалистам и установить, с чем она может быть связана. Это также повод зафиксировать ее в правовых документах, которые могут дать льготы и доступ к услугам социальных и других служб.