Гусева Татьяна Германовна
Родительское собрание «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание Тема : «Воспитание основ безопасного поведения»
Форма проведения: круглый стол
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребёнка дошкольного возраста;
- сохранение жизни и здоровья детей;
- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка;
Ход:
.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что самое ценное в жизни взрослых? Конечно, наши дети! Ваш ребёнок - самый важный для вас человек, которого так хочется от всего оберегать и не отпускать от себя ни на шаг, но он растёт и становится более самостоятельным, а это значит, рано или поздно вам придётся объяснить ему основы безопасного поведения в полном неожиданностей сложном взрослом мире. Сегодня проблема воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения, как никогда, стала актуальной и значимой. В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по обучению детей дошкольного возраста основам безопасного поведения возможен только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
- А теперь давайте послушаем, что о «безопасности» говорят дети (аудиозапись)
Опасности можно разделить на несколько групп:
Ребёнок на дорогах и улицах города. Задача взрослых – познакомить с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения, правилами поведения в общественном транспорте
Пожарная безопасность. В этом направлении детей необходимо знакомить с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей: электроприборы; спички, зажигалки. Правилам поведения при возникновении пожара.
Ребенок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с незнакомыми людьми.
Ребенок дома: в этом направлении необходимо знакомить детей с предметами домашнего быта. Являющимися источниками потенциальной опасности: электроприборы, колющие и режущие предметы, бытовая химия, лекарства.
Ребёнок и природа. Задача взрослых - рассказать детям об опасности стихийных бедствий, которые представляют угрозу для жизни (ураганы, наводнения, сели и др.); о явлениях природы (гроза, туман, гололед, жара, холод и др.); о растениях (ядовитые грибы и ягоды); о животных и опасности при контакте с ними; о правильном поведении на водоеме и в лесу.
Для того чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы, беседы, чтение художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев, можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. Как известно, больше всего на свете дети любят играть, именно в игре ребенок усваивает полученные знания, приобретает необходимые навыки общения и поведения. Предлагаю вам посмотреть небольшое видео.
«Правила дорожного движения»
Две педали крутят ноги, Раскрытыми ладонями выполняем
круговые движения
Мчат колеса по дороге Вращаем согнутыми в локтях
руками
Я рулю, куда хочу – Имитируем, что держим руль
Влево, вправо покачу Поворачиваем влево и вправо
То в перед, а то назад Круговые движения кулаками вперед
и назад
Нажимаю тормоза Обеими ладонями жмем на стол
Вот какой большой огонь (руки вверх поднять)
Только ты его не тронь (махать руками перед собой).
От него ты убеги (топать ногами).
Взрослых ты скорей зови (махать руками, как - будто зовем).
Коль огонь, как малышок (присесть).
Высыпь на него песок (перебираем пальцами).
Дружно мы насос включаем (руки вперед, наклоны).
Воду из реки качаем, влево – раз, вправо – два (левая рука –в правую сторону, правая – в левую сторону).
Потекла ручьем вода.
Раз (руки вверх)
два (руки перед собой,
три (полуприсяд, руки впереди,
четыре (присели).
И огонь мы потушили.
Я предлагаю вам более подробно поговорить о том, как научить детей правилам безопасного поведения.
Безопасность на дорогах и улицах
Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например: предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу (из верёвки, бумаги, скакалки, расставьте машинки, сделайте «зебру», сложите из кубиков светофор. Пусть малыш сначала побудет пешеходом, а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» правила - детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.
Пройдите с ребенком весь путь до детского сада и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, припаркованные автомобили.
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации.
(Родители зачитывают)
1. Никогда не спешите на проезжей части.
2. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
3. При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми.
4. Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги.
5. Не разговаривайте при переходе дороги.
6. Никогда не переходите дорогу наискосок.
7. Постоянно обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации на дорогах, указывая на скрытую опасность.
8. Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение играет огромную роль при переходе улицы.
9. Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы.
10. Использовать светоотражающие элементы на одежде.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со светоотражающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ :
1. Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка
2. Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
Познакомить родителей с играми по ПДД : «Лото», «Разрезные картинки», «Игра на липучках»
Пожарная безопасность.
Маленькие дети - большие фантазёры. По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопытство и тяга могут привести к опасной шалости - игре с огнём! Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь…
Начиная с самого раннего возраста, важно обучить ребёнка навыкам осторожного обращения с огнём, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.
Ребенок должен выучить наизусть важную информацию о себе: фамилия, имя, домашний адрес и номер телефона. Сотовый или рабочий телефон родителей. В этой ситуации поможет игра. Объясните детям, что при пожаре не нужно стараться что-то вынести из дома спасать вещи, прятаться в шкафу, под кроватью. Дети должны сконцентрироваться только на одной задаче—выйти невредимыми из дома.
В нашем детском саду регулярно проходят тренировки по эвакуации в случае пожара. Мы отрабатываем алгоритм действий при срабатывании пожарной сигнализации. (Познакомить родителей с наглядными материалами по пожарной безопасности. Вопрос родителям : «Какие произведения художественной литературы на эту тему вы знаете?») Картотека.
Личная безопасность.
Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить.
Научите малыша, который еще не дотягивается до «глазка» на двери, спрашивать: «Кто там?».
Объясните ребенку, что в такие моменты самым лучшим действием будет звонок маме, папе, или бабушке. Запрограммируйте на домашнем телефоне отдельную кнопку для вызова родителя, и еще одну – для вызова экстренной службы.
«Сказка – ложь, да в ней намек…» Если вы будете читать малышу сказочную историю и при этом обсуждать прочитанное, то с раннего детства заложите основы необходимых правил безопасности.
«Три поросенка», «Колобок», «Красная Шапочка» и другие сказки – везде найдутся достойные обсуждения моменты. В сказке «Волк и семеро коз-лят» -Волк и на Маму-козу старался быть похожим, и на маленькую овечку, и все для того, чтобы обмануть доверчивых козлят и съесть их. А «Малыш и Карлсон»? Это же просто пособие по ОБЖ: ведь неугомонный Карлсон в какие только неприятности не втягивал Малыша. Поэтому, дорогие родители, если вы проявите немного изобретательности, понимания и здравого смысла, с вами и вашим малышом ничего не случится.
Я предлагаю вам решить несколько проблемных ситуаций
(Родители выбирают карточку с ситуацией, читают, разыгрывают, предлагают возможные варианты ответа)
Ситуация 1.
Ребенок потерялся. Что делать?
Возможные ответы:
Ситуация 2.
Молодая женщина приятной наружности говорит девочке
(мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь?» Как должна
ответить девочка незнакомке?
Возможные ответы:
Ребенок дома.
Какие опасности подстерегают ребенка в самом безопасном месте – у него дома?
Давайте попробуем отгадать загадки и сформулировать правила поведения для ребенка.
-Это тесный-тесный дом. Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
-Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)
-Зимой в часы веселья вишу на яркой ели я, стреляю, точно пушка. Зовут меня. (Хлопушка)
-Я под мышкой посижу и что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Градусник)
-Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и потухли, поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
-Угадай, кто ветром дует и над головой колдует? Смыв с волос густую пену, сушат их все люди … (Фен)
-Режет хлеб, намажет масло. Но помни: есть с него опасно! (нож)
-Гладит все, чего касается, а дотронешься кусается. (утюг)
-Очень хрупкая я, берегите меня. Если только разобьете – лишь осколки соберете. (Стеклянная банка)
-Горькой бывает, сладкой бывает. Ойкают дети, ее запивая. (Таблетка)
Познакомить с пособием «Безопасность ребенка дома»
Безопасность в природе.
Природа – основа нашей жизни, но беспечных и беззаботных она наказывает. Детям следует объяснять следующие правила:
- Не бросайся камнями и твердыми снежками.
- Не ходи возле высоких домов, откуда могут упасть сосульки и пласты снега.
- Не дразни животных, не подходи и не трогай бездомных животных.
- Нельзя трогать руками, рвать и брать в рот плоды растений, которые ты не знаешь.
- Нельзя находиться у водоема без взрослых. (Зимой не вставать на лед)
…
(Разрезные картинки)
В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности!
Каждый из нас может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первый, самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Мы взрослые должны быть главными помощниками на этом пути. Должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, в крайнем случае, быть максимально к ним готовыми.
- Мы, взрослые, своим личным положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни!
Берегите себя и своих близких!
Используемая литература:
1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
2. Твоя безопасность : Как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М. : Просвещение, 2005.
3. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т. Г. – М. : Центр педагогического образования, 2007.
4. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» Сфера 2015 г.
5. Т. А. Шорыгина «О правилах пожарной безопасности»
6. Интернет – ресурсы.