Наталья Цыганова
Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
Воспитывать культуру общения;
План проведения собрания :
1. Сообщение воспитателя группы на тему "Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
2. Знакомство с речевыми играми.
3. Мастер- класс "Артикуляционный и пальчиковый игротренинг"
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня разговор пойдет о самом важном действии каждого человека о речи. В нашем случае, мы поговорим об особенностях развития речи детей младшего дошкольного возраста. Каждая мама мечтает о том, что ее ребенок начнет рано говорить, речь будет чистой, понятной. Но не каждая прилагает усилия, чтоб помочь своему ребенку в этом. Например, я до сих пор слышу в раздевалке, как некоторые мамы просто «сюсюкают» с детьми. Не поправляют ребенка если тот сказал неправильно слово, не остановят если ребенок начинает взахлеб что -то рассказывать, проглатывая слова. Вот они – ошибки начала правильной речи детей. Дети слышат вашу речь дома и очень много фраз и выражений приносят в группу. Вы просто обязаны следить за культурой речи дома.
Детская речь – во многом результат общения внутри семьи. Несмотря на стремительное развитие технологий и современных гаджетов, роль родителей в становлении речи ребенка остается ведущей. Хотя проблема речевого развития в связи с широким распространением мультимедиа и виртуальной реальности постепенно обретает все более тревожные очертания. Для многих мам очень удобно посадить ребенка перед телевизором или дать телефон, но, к сожалению, это время «родительского спокойствия» идет во вред словарному запасу и гармоничному становлению мышления.
А потом когда подходит время к школе, начинают суетиться. И искать виноватых, почему ребенок очень плохо говорит, не может пересказать текст и тд. Оказывается, это мы в детском саду ничему не научили. Я таким родителям говорю : «Стоп! Мои дорогие родители, а где были вы когда я говорила о проблеме с речью у ребенка? Не слышали, не обратили внимания! А всю работу мы с вами должны делать сообща, вместе. Вот только тогда мы добьемся желаемых результатов» Хорошо если родители вынесут из всего этого урок и поймут, что речь детей нельзя пускать на самотек.
Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям и педагогам важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.
Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции. Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.
Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю) Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик).
Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки. Интонация, выразительность. Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо. С такими детьми приходится много работать. Если я вижу, что ребенок очень эмоционален, хочется ему все рассказать,но он торопится, беру малыша за руку и тихонько глажу ручку. Говорю: "Женечка, не спеши, а то ребята не услышат твой интересный рассказ" Ребенок успокаивается и продолжает более спокойней свое поветствование.
Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки? Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам. Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы. Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей. Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки). Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный). Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается). С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения. Может представлять простые образы. Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.
Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии : невнятная монотонная речь; быстрая, рваная или растянутая речь; непонятная «тарабарщина»; речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями; малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных; не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе); «съедает» окончания слов; постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими; не использует в речи предлоги, союзы, наречия; вообще не говорит полноценных слов; у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна; он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге); не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании); невнимателен, не может сосредоточиться; гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен. Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции. Вы как заботливые родители, всегда должны быть на страже, всегда помочь своему ребенку.
Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь. Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых? Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно. Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний). Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать. Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание). Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки. Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова. Фонематический слух. Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
Мелкая моторика
Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»). Уделите особое внимание тем проблемам, которые имеются конкретно у вашего ребенка (возможно, он не может группировать предметы по общим признакам, или не выговаривает конкретные звуки, или ему сложно запомнить текст).
Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребенка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:
• много говорить самому;
• следить за темпом речи;
• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;
• не переходите на детский язык, «не сюсюкайте» и объясните другим членам семьи;
• игра основной вид деятельности ребенка, поэтому больше играйте в интересные игры;
• каждый день читайте стихи, сказки и обсуждайте картинки.
Я предлагаю вашему вниманию простые игры, которые способствуют развитию речи детей. Такие игры мы используем в работе с детьми.
Одной из самых классических форм развития мышления и речевых навыков служит древняя игра в «Что пропало?». Правила ее просты, реквизит может состоять из самых обычных обиходных вещей, например, разложите на столе чашку, ложку, сахарницу, блюдечко и лимон. Затем попросите малыша закрыть глазки или отвернуться, и незаметно спрячьте один из «чайных» предметов. Ребенку наверняка понравится эта игра и он войдет в азарт, требуя усложнения и добавления новых вещей.
Игра в «Угадай кто?» также неплохо развивает речь. Суть ее заключается в назывании характерных признаков, например, животного: большой, ушастый, неуклюжий, с хоботом – слон; серый, быстрый, злой – волк, и так далее. Чем меньше прилагательных понадобится малышу для разгадки искомого слова, тем большую похвалу или материальное поощрение он заслужил. Когда игра станет привычной, приходит время загадывать животное самому ребенку.
И все же главное условие развития речи у ребенка – гармония и любовь внутри семьи.
Сегодня я для вас проведу мастер-класс, где познакомлю с упражнениями артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Эти простые упражнения помогут вам весело и с пользой позаниматься с детьми.
Мастер- класс на тему:
«Артикуляционный и пальчиковый игротренинг»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Прежде чем начинать артикуляционную гимнастику, необходимо провести упражнения на дыхание.
Каждое занятие по развитию речи, мы с детьми начинаем с артикуляционной гимнастики. Они с большим удовольствием выполняют все упражнения. Для привлечения их внимания, я сочинила сказку.
Жил-был в домике веселый язычок. Он был очень любопытный. Проснулся утром язычок и выглянул в окно (открыть рот и показать язык).А на улице совсем не радостная погода. Расстроился он и решил порадовать себя вкусными оладушками (рот открыт, язычок лежит на нижней губе и произносить пя-пя-пя) и сладким вареньем (облизываем язычком губки) Вкусно то как! Вот и чай готов. Язычок любит пить чай! Ой! Ой! Горячо! Подуй на чай, он немного остынет (губки трубочкой, вдыхаем воздух и выдыхаем) Чай остыл! Язычок позавтракал и отправился в детский сад!
Давайте, уважаемые родители, мы с вами поиграем. Начинаем с самых простых упражнений.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
5. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
6. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
7. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
А теперь переходим к пальчиковой гимнастике.
Пальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.
Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.
Я подготовила для вас несколько упражнений. Эти упражнения очень любят ваши дети. У этой гимнастики стоит цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»
Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
Стук-стук-стук.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку)
Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку)
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)
Хороша капуста!
Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок»
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку «замочком»)
Мы замочек повертели (движения сцепленными руками в стороны)
Мы замочек покрутили (круговые движения сцепленными руками)
И открыли. (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).
Пальчиковая гимнастика «Кто игрушки разбросал?»
Кто с игрушками играл? (грозят одним пальцем.)
Кто игрушки разбросал?
Куклу бросил под кровать (сжимают и разжимают пальцы.)
И не хочет поднимать.
Мячик закатил под стол - (соединяют кончики пальцев, имитируя мяч.)
Сам ко мне он не пришёл. («шагают» пальцами по столу.)
Я игрушки собираю, (сжимают и разжимают пальцы.)
Больше их не разбросаю! (хлопают в ладоши.)
Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.
Дорогие, родители, вам понравилось играть? Очень хочется, чтоб вы нашли возможность и время поиграть со своими детьми. Вы – образец для подражания во всем. Дети копируют вас, вашу речь и тд. Так пусть они видят и возьмут для себя только хорошее. Я всем вам желаю всего самого доброго, мира и благополучия вашим семьям.
Спасибо за внимание!