Анастасия Лапицкая
Родительское собрание во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи младших дошкольников».
Форма проведения: традиционное собрание.
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе» размещена в разделах
Участники: родители, воспитатели, учитель – дефектолог.
Место проведения: помещение группы.
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть.
• Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»;
• Анализ речи детей группы;
• Что способствует развитию речи;
• Советы учителя – логопеда.
3. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
1. Вступительный этап.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
(Воспитатель обращает внимание родителей на схему).
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания : «Развитие речи младших дошкольников». Слайд 1.
Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.
2. Основная часть.
Педагогический всеобуч «Совсем немного науки» Слайд 2.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
• Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
• Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
• Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
• Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Задание. Слайд 3.
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
(Обсуждение).
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствую о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка? Слайд 4.
• Формирование звуковой культуры речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Ребё нок к 4 годам:
• Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
• Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
• Активно осознаёт обобщающую функцию слов;
• Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
• Начинает использовать в речи сложные формы предложений;
• Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.
• Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
• Требует совершенствования интонационная сторона речи.
• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
• При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
• Существует проблема словообразования.
• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатсв родного языка.
• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка четырёхлетнего возраста.
Анализ речи детей группы.
До родительского собрания мы провели обследование речи детей нашей группы. Были получены следующие результаты. Слайд 5.
А сейчас предлагаем прослушать речь детей нашей группы в записи. Слайд 6.
К концу четвёртого года жизни ребёнок, по сути, становится полноценным собеседником.
Если вы ясно видите, что у вашего ребёнка отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Правильно поставленный диагноз определит пути и методы коррекционного воздействия и в итоге судьбу вашего ребёнка.
Что способствует развитию речи.
1. Гимнастика для язычка. Слайд 7.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.
(Педагог предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать).
Усадите ребёнка перед зеркалом и начинайте (упражнения «Лошадка», «Грибок», «Часики» и т. д.).
2. Пальчиковые гимнастики. Слайд 8.
Когда-то, В. А. Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т. е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию. Сначала вы меня послушайте, а затем выполним вместе:
Как живешь? – Вот так!
Как плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Как глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Сейчас вместе со мной.
3. Массаж ладоней и пальцев рук. Слайд 9.
Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги, или взять орех. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
4.«Сыпучие игры». Слайд 10. Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе, позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.
6.«Игры с различными предметами». Слайд 11. (в данном случае, с прищепками и счетными палочками, развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
7.«Игры с мозаикой и конструктором» Слайд 12, которые также помогают в развитии моторики и речи детей.
8.«Сухой бассейн». Слайд 13. Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т. д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!
9. Чтение художественной литературы. Слайд 14.
10. Сюжетно – ролевые игры.
11. Игры драматизации.
Работа в микрогруппах.
(Воспитатели предлагает родителям объединиться в две группы).
Для того чтобы обыграть какую – нибудь сказку, нужно приготовить атрибуты. Мы предлагаем вам в этом поучаствовать. Одна группа готовит атрибуты к сказке «Репка», другая к сказке «Колобок».
А теперь ваши дети вам сами покажут сказку «Теремок».
Советы учителя – логопеда. Слайд 15.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
• Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка.
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок даё т полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игру «Чего не стало?» (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? Кто это?
- Какого цвета?
- Что есть у зайки?
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
• Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
• Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т. д.).
• Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
3. Подведение итогов собрания.
Рефлексия.
Перед вами яблонька. Её нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными, украсьте яблоньку красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, сто потеряли время, украсьте яблоньку зелёным яблочком.
Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.