Дженнет Ильясова
Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Роль семьи в развитии речи детей»
Тема: «Роль семьи в развитии речи детей!»
Цель: создание условий для речевого развития детей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей 2 – 3 лет.
Публикация «Родительское собрание во второй группе раннего возраста „Роль семьи в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Форма проведения :семинар – практикум.
Участники: воспитатели, родители.
Дата проведения:31 января 2018 года.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игра «Вопрос – ответ»
3. Педагогический всеобуч: «Совсем немного науки»
4. Практикум: обсуждение факторов успешного речевого развития; разбор ситуаций.
5. Игры, способствующие речевому развитию детей.
6. «Блиц – турнир»
7. Подведение итогов собрания.
*Подготовительный этап.
1. Написание конспекта собрания.
2. Подготовка памяток для родителей : «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи», «Формирование интереса и потребности в чтении», «Развитие речи ребёнка 2-3 лет»
3. Подготовка консультации «Особенности речевого развития детей 2 – 3
лет»
4. Объявление в уголке для родителей.
5. Высказывание великих людей о значение речи.
Уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание!
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов - речи, и роли семьи в развитии речи ребёнка.
Мы, воспитатели считаем, что эта тема всегда актуальна. А как считаете вы мы сейчас узнаем.
Игра «Вопрос – ответ».
- Предлагаю вам ответить на мои вопросы:
1. Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
2. А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте (от 1, 5 до 3 лет) дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
3. Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
Во-первых, речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей :
– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребёнка»
Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать карточки каждому родителю) .
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детям художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
7. Строение артикуляционного аппарата.
8. Слух.
Рассмотрим ситуацию.
Два малыша. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы. Рассказывает осмысленно, выразительно читает стихотворение, поет песенку ( он их знает немало: мама ему пела). попытки обратиться ко второму с теми же вопросами кончаются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг.
Как вы думаете? В чем разница между этими детьми?
Почему один активен, а другой молчалив?
(ответы родителей)
Разница в том, что первому малышу очень много внимания уделяла мать.
К какому выводу мы пришли:
Чтобы у ребенка была развита речь, ему нужно очень много внимания и заботы. Все родители это очень хорошо понимают, и поэтому будут находить больше времени для занятий со своими детьми.
Но бывает и такое. Родители занимаются с ребенком, а нормально развивающийся ребенок испытывает трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов и др.
Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении звуками. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо обе-регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых
воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.
Создайте атмосферу добра и любви.
Вместе с заботой о физическом здоровье в вашей семье, позаботьтесь о психоэмоциональной атмосфере. Ведь в благополучной семье ребенок увереннее себя чувствует, а это одна из составляющих успешной коммуникации. Старайтесь, избегать семейных разногласий, особенно в присутствии малыша. Создайте такие условия, чтобы ребенок испытывал удовлетворение со взрослыми, старшими братьями и сестрами.
Проанализируйте, как вы сами разговариваете.
Механизм формирования речи довольно прост : каждый замечал, что приезжая в другую страну или другой регион (где преобладают те или иные отличия в произношении) через некоторое время начинаешь перенимать яркие речевые особенности (выделение звука «о», или произношение в место звука «дь» - «дз» и др.). это происходит оттого, что наш речевой аппарат имеет свойства самонастройки. Никто ведь не сидит и не зубрит с ребенком слова, как с попугаем. Ребенок сам начинает их воспроизводить. Поэтому очистите уши вашего ребенка от ненужного мусора. Помните, ребенок овладевает речью по подражанию.
Не искажайте произношение.
Как часто мамочки и папочки, души не чая в своих детках, начинают говорить с ними «сюсюкая». А это--основная причина формирования различного рода дефектов речи. Научить ребенка говорить правильно--первостепенная задача любящих родителей. Сделайте вашу речь богатой интонационно, при этом не только в те моменты, когда вы обращаетесь к малышу, но и при общении между собой. Не старайтесь, обращаясь к ребенку, говорить сугубо на завышенном голосе--это вредит не только вашему, но и мешает ребенку сформировать свой в нужной тональности.
Разговаривайте с ребенком.
Даже если ваш малыш еще не разговаривает, нужно разговаривать с ним. Комментируйте все, что происходит вокруг. Обращайтесь и непосредственно к ребенку, задавайте ему вопросы и следите за реакцией, и вы сможете понять, что он хочет сказать. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. («Колобок»)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт.
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем,
(Развернуть ладони параллельно друг другу)
В тот домик приглашаем.
(Изобразить крышу дома)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.
Чистоговорки:
Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.
Уважаемые родители!
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье—мама, папа, бабушки и дедушки.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
5. Поощряйте малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при неудачах.
Продолжает наше собрание «Блиц-турнир». Вам нужно кратко ответить на вопрос.
1. Если ребенок научился говорить, у него развита речь, но он не рисует и не лепит. Хорошо ли это для его развития?
• Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
2. В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»?
• Если двухлетний малыш говорит «ты», в его устах это звучит даже мило, но с четырех лет дети должны, обращаясь к взрослому говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных.
3. Ребенок не задает вопросы—это хорошо или плохо? В чем причина?
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
4. Сказки на ночь полезны для развития речи? * Да.
Подведение итогов собрания.
1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
5. Принимать активное участие в работе детского сада.
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.