Светлана Шитова
Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей четвертого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе.
Тема: Особенности развития речи детей четвертого года жизни.
Цели и задачи: - раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка;
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Развитие речи детей четвертого года жизни“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- расширить представление родителей о речевом развитии детей четвертого года жизни;
- привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях;
- познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
СЛАЙД 1 - Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых., а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Очень так важно, чтобы ребенок дома слышал правильную, грамотную речь.
СЛАЙД 2 - На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
СЛАЙД 3 - Что же такое умение говорить? (ответы родителей) Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.
Речь – процесс многосторонний.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
В детском саду работа по развитию речи ребё нка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи, при рассматривании картин, заучивании стихов на день рождения и рассказов из личного опыта, чтении худ. литературы и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : договариваться.
Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с неразвитой речью падает любознательность, а это важно для дошкольного возраста.
Скажите, пожалуйста, а задают ли Вам дети вопросы?
(Высказывания родителей)
• Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
• Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет наблюдение за природой, обсуждение увиденного.
Как часто Вы бываете на природе, чем там занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
• Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
• Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Немного о детях:
Практикум.
А сейчас мы хотим вам предложить окунуться в маленький мир по развитию речи нашей группы.
Игра - путешествие по стране «Развитие речи».
1. Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра детьми.
Играя с куклами, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе. (фото детей)
2. Остановка «Игровая» игра с мячом.
Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая, полная, манящая, загадочная и т. д.)
«Один, много», «Назови ласково», «Четвертый лишний».
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
3. Остановка «Наши руки не знают скуки»
Фрагмент видео занятия пальчиковой игры с детьми
Скажите, пожалуйста, как можно развивать мелкую моторику в домашних условиях?
4. Остановка «Звуковая».
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект.
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Скороговорки.
У Кондрата куртка коротковата.
Режет ежик ножом коржик.
Проворонила ворона вороненка.
У нашего щенка топорщится щека.
Лень не ленится – к лентяю клеится.
5. Остановка "Артикуляционная гимнастика" (фото с зеркалами).
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители : Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку.
Итог собрания :
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли. Остались ли у вас вопросы?
Рекомендации:
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!
Ребенок к четырем годам :
• правильно произносит все звуки родного языка.
• использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
• составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
• понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
• правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
• правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.
• пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
Рекомендации для родителей
• 1. Больше разговаривайте с ребёнком. Даже если вы очень устаёте на работе, ежедневно находите время для общения с ребёнком. Чем больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.
• 2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
• 3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
• 4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
• 5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?”