Оксана Быкова
Родительское собрание «Вашему ребенку скоро в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В последние годы стали много говорить о физической, интеллектуальной, психологической и социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Эта проблема волнует педагогов и родителей.
Современная жизнь показывает. что родителям нужна помощь педагогов в решении проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Взаимодействие родителей и воспитателей детского сада основывается на сотрудничестве и взаимодействии. И это взаимодействие становится всё более востребованным.
Публикация «Родительское собрание „Вашему ребенку скоро в школу!“» размещена в разделах
Цель собрания. Познакомить родителей с различными содержательными педагогическими знаниями по проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Задачи. 1. Формировать у родителей активную педагогическую позицию.
2. Вооружать их знаниями и умениями по вопросу речевого развития дошкольников.
3. Провести анкетирование родителей и дать советы.
Методы, используемые на собрании. Беседа, презентация, анкетирование, памятка родителям.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим на очень волнующую тему" как подготовить ребенка к школе?"
(слайд №1 – «Вашему ребенку скоро в школу!»)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, взрослым нужно четко знать, что именно входить в понятие «готовность ребенка к школе» Что же входит в понятие"Готовность к школе"
(слайд № 2)
Готовность ребенка к школе – это не столько умение читать, считать и писать. В последние годы стали много говорить о физической, интеллектуальной, психологической и социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Переход от игровой деятельности к учебной очень значимый период в жизни ребёнка. Существенно меняются мотивы деятельности и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько в дошкольном возрасте были сформированы следующие предпосылки:
-хорошее физическое развитие ребенка;
-развитый физический слух;
-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
-нормальное функционирование ЦНС;
-владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
-произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
-коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Сегодня же мы поведём разговор о развитии речи дошкольников. Речь является составной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
Порою, дети испытывают трудности в овладении устной речью. Этому есть
несколько причин: ребёнок часто болеет и отсутствует в детском саду, у него
низкая познавательная активность, нежелание учиться и узнавать новое.
(слайд № 3)
Основным показателем готовности к овладению школьной программы
является уровень развития устной речи поступающего в первый класс.
Что же имеется ввиду?
Во-первых, должна быть сформирована произносительная сторона речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением. Например: ребёнок говорит «весипед» вместо «велосипед», «нипа ипая на пой» вместо «книга упала на пол».
Во-вторых, должны быть полностью сформированы фонематические процессы и готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слов. Фонематический слух – это способность человека различать звуки. Ребёнок должен уметь выделять первый и последний звук в слове, определять наличие заданного звука в слове, место звука в слове, подбирать слова на данный звук. Например: хлопни, если услышишь «Ш» в словах шуба, сумка, воротник, шапка и т. д. ; определи, где стоит «З» (в начале, середине, конце слова) в словах замок, ваза, забор, мороз.
В-третьих, должен быть накоплен большой. Активный словарный запас и сформирован грамматический строй речи. Это даст ребёнку возможность использовать многозначные слова по назначению. Например: бежит река, мальчик, время; растёт цветок, телёнок, ребёнок; острый нож, суп, ум; подбирать синонимы (слова близкие по значению, например: заяц трусливый, пугливый, боязливый; подбирать слова при сравнении предметов, метко подмечая в них сходство и различие, например; белый как снег; использовать в речи сложные предложения. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно им пользоваться.
В-четвёртых, ребё нок должен хорошо владеть связной речью: рассказывать о себе, описывать игру, в которую играл, пересказывать содержание рассказа или просмотренного фильма, сохраняя смысл произведения, придумывать сказку, рассказ, развёрнуто излагать свои впечатления и чувства.
В-пятых, мелкая моторика руки должна быть готова к каждодневным нагрузкам, а развивать мелкую мускулатуру рук поможет рисование, лепка, вырезывание ножницами, завязывание шнурков, игры с прищепками…. И только в последнюю очередь работа в тетрадях и прописях. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы….
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь…. Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности ребёнка к школьному обучению и освоению письменной речи. Важно, чтобы Вы, уважаемые родители, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика.
Как вы думаете, все ли благополучно будет у вашего ребенка в школе?
Попробуем определить, готов ли ваш ребенок к обучению в школе. Проведем небольшой тест.
Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте «плюс».
Если утверждение к вам не относится, то поставьте «минус».
1. Мой ребенок сидит на занятиях спокойно.
2. Внимательно слушает воспитателя и старается выполнять все его задания.
3. Все работы старается выполнять самостоятельно и аккуратно.
4. Мой ребенок может довольно подробно и складно ответить на вопрос педагога, пересказать небольшой рассказ.
5. Быстро запоминает стихи и песенки.
6. Мой ребенок быстро сближается с товарищами, чувствует себя в детском коллективе хорошо.
7. Мой ребенок активно участвует в праздниках и других мероприятиях детского сада.
Если Вы на все вопросы ответили «плюсом», то ваш ребенок к школе готов.
А если при ответе на вопросы вы поставили «минусы», то вам необходимо задуматься, все ли вы, как родитель, сделали для успешного обучения ребенка в школе.
(слайд №)
Дети – это цветы нашей жизни. Каким цветок вырастет зависит от нас с Вами. Корни цветка – это семья, а лепестки – это все те знания и умения, которыми будет владеть ваш ребенок. И чтобы цветок рос, развивался и радовал окружающих родители и воспитатели должны хорошо потрудиться.
(слайд №)
Условия успешности обучения в школе : здоровье, кругозор, психологическая готовность, познавательный мотив, желание учиться.
А закончить нашу встречу я хочу советами по развитию речи дошкольников и подготовке их к школьной жизни.
Советы родителям
1. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности: при ознакомлении с окружающей действительностью, художественной литературой, в игре и на занятиях, в повседневной жизни и в общении с родителями.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова и обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если он торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говори внятно, четко, не спеша».
4. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. Спрашивайте: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
5. Читайте, читайте, читайте…Читайте стихи, сказки, рассказы. Беседуйте о прочитанном, учите отвечать на вопросы полными ответами, учите пересказывать прочитанное и учите стихи наизусть.
6. Играйте пальцами и выполняйте посильные трудовые действия. Это развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.
Лепите, рисуйте, играйте с мелкими предметами – всё это поможет речи, а в будущем и
письму.
7. Очень важно хорошее настроение.