Татьяна Шмидт
Родительское собрание в технологии деятельностного метода «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в ТДМ на тему : «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования.
Публикация «Родительское собрание в технологии деятельностного метода „Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
С полной уверенностью можно сказать, что исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоёмкую работу ребёнка в процессе поиска и решения познавательных задач.
То, как ребенок умеет замыслить свою работу, может ли он довести начатое дело до конца, может ли он в ситуации затруднения обратиться за помощью - и есть важные качества, которые ребёнку нужны не только в школе, но и во всей последующей жизни.
Инициатива и самостоятельность – это не менее важные качества, чем знания, умения, навыки. К сожалению, некоторые родители часто стремятся научить своего ребенка считать, писать, читать до школы, и мало значения уделяют его инициативе и самостоятельности. А ведь это порой даже более важные качества, которыми должен обладать дошкольник, перед тем как он пойдёт в школу.
Мы провели родительское собрание с целью заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через познавательно-исследовательскую деятельность, поощрять самостоятельность и инициативность ребенка, с целью создания условий для реализации его творческих замыслов в домашних условиях.
Нами была проведена предварительная работа:
подобрали литературу по теме собрания, картотеки;
приготовили необходимое оборудование и материалы;
дали задания родителям : провести дома с ребенком опыты или эксперименты и подвести ребенка к самостоятельным выводам, сделать фотоотчет;
провели анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье», которое помогло нам определить отношение родителей к познавательно-исследовательской активности их ребенка. Результаты показали: (Постоянно занимаются с детьми экспериментированием - 25 % родителей. Редко экспериментирует - 23 % родителей. Никогда не занимаются экспериментированием - 52 % родителей);
подготовили памятки для родителей;
пригласить педагога-психолога, которая выступила с мастер-классом «Актуальность реализации программы «Мир открытий» в детском саду».
План проведения родительского собрания :
• Выступление педагога-психолога на тему: «Актуальность реализации программы «МИР ОТКРЫТИЙ» в детском саду»».
• Выступление воспитателей об актуальности данного вопроса.
• Рекомендации родителям : «Как организовать экспериментирование в домашних условиях».
• Просмотр презентации домашнего задания («Экспериментируем дома»).
• Обмен мнениями после просмотра и обсуждение возникших вопросов.
• Ознакомление родителей с литературой по теме собрания, готовыми картотеками.
• Подведение итогов собрания и принятие решения.
Нам было важно донести до родителей информацию о том, что проводя поисково-исследовательскую деятельность в саду, мы развиваем у детей навыки самостоятельного приобретения новых знаний об окружающем мире, инициативу, наблюдательность, логическое мышление. И что это является очень важным качеством для их детей.
А так же, обратили внимание на то, что мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать взаимосвязь в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения в природе.
Что такое любознательность? (Склонность к приобретению новых знаний, пытливость).
В широком понимании познавательно – исследовательская деятельность представляется как целенаправленная когнитивная деятельность (развитие всех видов мыслительных процессов, таких, как восприятие, память, речь, формирование понятий, решение задач, воображение и логика, которая имеет творческий характер.
Для поддержки становления детской самостоятельности и инициативы необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; - отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; - не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; - формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; - поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; - для поддержки инициативы в творческой, исследовательской, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия, а в случае ситуации затруднения не отказывать в помощи; - содержать в открытом доступе различные материалы и пособия к познавательно - экспериментальной деятельности; - поощрять различные начинания ребенка.
В результате использования исследовательской деятельности у детей развиваются :
новые знания;
познавательные мотивы;
новые способы добывания знаний.
Наши «Почемучки» задают очень много вопросов: «Почему?», «Как?», «Бывает-не бывает?», «А что, если?». Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?
Мы спросили родителей о том, как часто им дети задают вопросы. Хорошо это или плохо, когда дети часто задают много вопросов? (ответы родителей).
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Может какие – то из них можно было проверить опытным путем, и тогда ответ запомнился бы лучше? Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением (ответы родителей).
Далее мы объяснили родителям, что исследовательская деятельность может выступать в следующих формах организации:
- совместное наблюдение: макетирование, эксперимент, проекты;
- совместно-групповая: познавательно – исследовательская учебная деятельность;
- индивидуальная: исследование.
Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Может быть напольным, настольным, настенным и др. Представляет собой результат конструктивно – творческой, познавательно – исследовательской деятельности детей.
Проект ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, которую он выполняет в течение определенного отрезка времени. Данная форма организации исследовательской деятельности предполагает решение обозначенной проблемы, предполагающей применение разнообразных методов, приемов, средств обучения; обеспечивает интеграцию знаний ребенка.
Исследование предполагает индивидуальную исследовательскую практику ребенка. Он сам планирует свое время, выбирает тему и предмет для исследования. Главная задача педагога заключается в поощрении и деликатном направлении исследовательской инициативы ребенка.
Конкретно на этом собрании мы остановились на экспериментальной деятельности. Следующая часть родительского собрания была посвящена экспериментальной деятельности в нашей «групповой лаборатории». Родителям были предложены следующие ситуации:
как отделить перец от соли;
надуть воздушный шар, используя подручные средства;
весит ли воздух;
почему не тонет апельсин;
как достать монетку, не замочив рук;
как потушить огонь;
создай свой цвет;
картины на молоке;
«почему распускаются бумажные цветы»;
есть ли воздух в пустой бутылке и др.
Далее со своими презентациями выступили семьи воспитанников.
Анастасия Сергеевна рассказала о том, как они наблюдали в домашних условиях превращение гусеницы в бабочку.
Яна Андреевна провела вместе с детьми ряд опытов с водой.
Семья Леоновых предоставила фотоотчёт о муравьиной ферме.
В семье Арины провели опыты «Бурлящая лава» и «Жидкий свет».
После просмотров презентаций прошло обсуждение возникших вопросов. Родители делились тем, как они проводили опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях. Рассказали, что особенно понравилось, что не получилось, как вели себя дети, насколько они были эмоциональны, пробовали ли они делать самостоятельные выводы и каким образом взрослые их к этому подводили.
В конце собрания мы подвели итоги. Было принято решение продолжать далее работу по детскому экспериментированию в домашних условиях и ДОО, продолжать развивать любознательность дошкольников, самостоятельность, используя полученные рекомендации (см. «Памятку»).
Анализ проведения родительского собрания.
Анализируя проведенное собрание, мы пришли к следующим выводам, что поставленная нами цель достигнута: родители заинтересовались проблемой ознакомлением детей с окружающим миром через познавательно – исследовательскую деятельность. Родители проявили активность, делились опытом, задавали вопросы, выражали неподдельный интерес к обсуждаемой проблеме, а так же выказали желание продолжить дома с детьми заниматься экспериментированием и исследовательской деятельностью и высылать нам фотоотчет (презентации) о проделанной работе. Мы считаем - это несомненно положительным результатом!
Все участники мероприятия остались очень довольны проделанной работой и установлением партнёрских отношений.
Позже, на занятиях, дети сами рассказывали о своих экспериментах с показом презентаций. Было видно, что они горды, демонстрируя результат своих самостоятельных действий. У остальных ребят «загорелись глаза», после сообщений они начали бурно обсуждать, какие опыты и исследования проведут дома.
Важно, чтобы детское восприятие мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева, Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
2. Н. В. Нищева, Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
3. Н,В, Нищева, Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
4. Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
5. О. А. Зыкова, Экспериментирование с живой и неживой природой, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012г.
6. О. В. Дыбина, Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников, «СФЕРА», 2010г.