Галина Мухина
Родительское собрание в старшей группе «Можно ли обойтись без наказаний?»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Тема: Можно ли обойтись без наказаний?
Наказание как негативный способ воздействия на ребенка.
Анализ ситуаций «Как бы поступил я?»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, оценить целесообразность применения наказания, переосмыслить влияние наказаний на ребенка.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Можно ли обойтись без наказаний?“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети,- о проблеме целесообразности применение наказаний в воспитании ребенка. Прежде чем мы обсудим эту тему, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Как вы считаете, следует ли наказывать ребенка? Почему?
- Какие наказания приемлемы?
- Как часто можно использовать эту меру воздействия?
- Что дает наказание ребенку?
- Можно ли обойтись без наказания?
Ответы родителей.
Отношение к наказаниям менялось на протяжении веков. В старину на Руси поощрялась необходимость физического наказания – «Люби сына жезлом», «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком да в спину - то и приголубье сыну» Из истории мы знаем, что и в школах тоже были разрешены телесные наказания - детей секли розгами. При Советах телесные наказания в школах были запрещены. Но в семье эта проблема осталась и по сей день. Наказывать или нет своего ребенка, и каким образом решают родители.
Мнения же педагогов однозначны – наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. А. С. Макаренко говорил: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания».
Кроме того, применение физического наказания запрещено. В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления и злоупотребления. Также права ребенка защищены рядом других нормативных документов: законом РФ «Об образовании», Семейным и Уголовным кодексами, законом «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ». Ударить ребенка – это означает нарушить его права, что является правонарушением, а не только лишь скверным поступком. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья и взаимопонимания, ему важно знать, что его любят, даже если он поступил неправильно. Следует определять поступки, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты поступил плохо». Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы. Поощрение за то, что ребенок удержался от плохого поступка, действует гораздо сильнее наказания и запретов. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись и без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.
Если без наказания нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять известный педагог В. И. Леви.
Родителям раздаются Памятки.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам для анализа два примера.
1-я ситуация:
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:
- Будешь еще так делать?
- Нет,- ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали?- догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял,- ответил ребенок.
Вопросы:
- Оправданно ли наказали малыша?
- Стало ли действенным это наказание? Почему?
- Какое правило было нарушено при наказании?
2-я ситуация:
Мама говорит сыну:
- Пора спать.
А сын заявляет:
- Не хочу!
Вопрос к родителям : Ваши дальнейшие действия?
А вот как поступила мама этого мальчика. Она сделала вид, что не слышит ответа сына и продолжила:
- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы:
- Почему мальчик сначала отказался ложиться спать, а потом согласился?
- Какой прием использовала мама?
- Возымело бы действие наказание в этой ситуации?
Воспитатель: В заключение хотелось бы сказать, что наказание – неэффективный способ воздействия на ребенка, физическое наказание – это преступление. Я желаю вам, чтобы в вашей семье царили мир и согласие.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Наказание всегда должно исходить их мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив был положительным (Ребенок заступился за младшего и ударил обидчика)
Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание оказалось действенным и осозналось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действиям родителей.
Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, о старых поступках ни слова.
Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, занятий, после физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-то не получается, но он старается.
Следует отказаться от наказаний, когда вы огорчены или больны.
Наказание не должно вредить здоровью.
За один поступок – одно наказание.
Недопустимо наказание трудом. Труд должен быть радостью. Можно использовать наказание как метод «естественных последствий» - насорил, убери за собой.
Осторожно используйте насмешки, они могут вызвать потерю родительского доверия.
Недопустимо злоупотреблять запретами. Бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им.
При наказании важно единство требований со стороны всех взрослых.