Светлана Гагаркина
Родительское собрание в старшей группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Цель: углубление знаний родителей о значении игры в развитии их ребенка.
Задачи:
Рассмотреть проблему пассивности детей в игровой деятельности, отсутствие умения самостоятельно занять себя.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Роль игры в развитии детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Предложить советы родителям по приобщению ребенка к игре в условиях семьи.
Выслушать мнение родителей по данной проблеме.
Форма проведения собрания: дискуссия.
Предварительная работа:
1. Изготовить открытки – приглашения для родителей на собрание, с указанием темы и даты проведения.
2. Выставка литературы в «Библиотечке для родителей» по теме «Игровая деятельность».
Родительское собрание проводится в группе, вечером. Вниманию родителей предложена фотогазета «Игровой уголок дома». Девиз собрания «Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменять».
Ход собрания:
Звучит песня «Куда уходит детство».
Педагог открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.
Педагог:
- Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни. Что же такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра – это инстинктивное развитие задатков, бессознательное упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ снятия напряжения, четвертые, что в игре ребенок получает информацию. Все это верно, как и то, что игра – особый вид деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок 2 и более лет не любит, не умеет играть – это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии ребенка, о болезненном состоянии или плохом контакте с окружающими людьми. Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою структуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение, благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не одна игра, они жаждут общаться друг с другом и взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, чтобы завоевать внимание взрослого и сверстника, показать другим свою индивидуальность. Ребенок строит окружающий мир таким, каким его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельности. И при этом ему важно, чтобы его оценили и правильно поняли, прежде всего близкие люди, ведь культура детства начинается с ощущения своей личной значимости для родителей, которое рождает желание быть похожим на маму или папу.
Известно, что «освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни, происходят у детей дошкольного возраста в ходе совместной предметной и предметно – игровой деятельности. Для овладения механизмами игры, игрового общения ребенку требуется помощь взрослых.
Каждый родитель мечтает, чтобы ребенок вырос умным, коммуникабельным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя, ту или иную, игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для детей – машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Я предлагаю Вам, ответить на следующие вопросы:
- В чем, по Вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
- Обучается ли ребенок, во время игры? Ответы родителей.
Педагог обобщает ответы взрослых:
-В игре ребенок обучается: эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей, переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков, осознать свое реальное место среди других людей, уважать себя и других людей, верить в себя.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая его разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. Ребенку приходится надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами, чем играющие мало, так же могут свободно выражать свои чувства. Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький мальчик, лет пяти, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е… Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится, в сторону играющих детей.
- За что же ты их хочешь расстрелять? Снова обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них налет! В голосе слышатся недружелюбные нотки.
- Ему бы только стрелять, да в войну играть! - жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр, у него нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, лежащие в сумке у матери.
- Да, конечно, он требует. Приходится покупать. Боевой растет, даже слишком! – соглашается мать.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…
- А зачем? Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья – разбойника! Какое это имеет значение! Недоумевает женщина.
Вопросы родителям:
1. Какое значение, по - вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
2. В чем, состоит воспитательное значение игр? Ответы родителей.
Педагог:
- В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, социализируется, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, прислушиваться к мнению других, решать проблемы. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Родители высказывают свою точку зрения.
Педагог:
- Современные исследования показали, что оперирование предметами – заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовить его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Палочкой сделать укол кукле, тарелку использовать вместо руля, шарф вместо пожарного шланга и т. д. Вы и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мягкой игрушке больно, если ее взяли за ухо, а он сам настоящий летчик или капитан. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушания. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», и напомните «водителю», что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «поправде». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из – за несоблюдения режима, чрезмерного просмотра телевизионных передач. Ребенку необходимо время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьтера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни (пьют вино, пиво, курят потому что, так делают родители)
С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить «Почему нет тех или иных продуктов?», «Как лучше упаковывать? Расположить товар?»
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведение, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, полицейских, спасателей. Обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку, «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми!
Рефлексия. Уважаемые родители, если вы узнали полезную для себя информацию, вам было интересно, встаньте в красный обруч и поделитесь ею с соседями, стоящими с вами. Тем, кому было не интересно, вы зря потратили время - займите место в желтом обруче. На этом наше собрание разрешите считать закрытым. Желаю вам применять полученные знания в развитии игровой деятельности со своими детьми в кругу семьи.