Наталья Шапочанская
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Роль игры в развитии личности ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
1. Цели и задачи "Программы коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи"
В этом году работа в средней группе будет проводиться на основании «Программы коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи», автором которой является Нищева Наталия Валентиновна.
Помимо задач развивающего обучения, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с 4 до7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
2. Слово психолога, логопеда
3. Роль игры в развитии личности ребенка
Тема нашего собрания «Роль игры в развитии личности ребенка» выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, свои собственные.
Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.
1. В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия.
2. В игре ведутся диалоги между играющими- значит развивается речь.
3. Используются заместители предметов- развивается воображение.
4. Придумываются костюмы- дети проявляют творчество.
5. В игре познается окружающий мир.
6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам) .
8. Соблюдение правил игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли.
9. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Ребё нок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
Игровые ситуации:
- игры с куклами (в семью)
-игры различными транспортными средствами
-игры в магазин
-игры в больницу
-игры в почту
-игры в парикмахерскую
-игры в мастерскую
-игры в животных и с игрушечными животными
Но не только воспитатель должен учить ребенка игре, в данном процессе должны участвовать и родители.
Несколько советов родителям :
• Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, сообщайте ему не только что-то новое для него, но и новое об уже известном, освоенном (например, ребенок уже знает что в кастрюле варят суп, а новым для него станет, что его нужно помешивать, чтобы он не выкипел.)
• После прогулки, предложите малышу отразить в рисунке свои впечатления об увиденном, и Вы увидите с каким удовольствием ребенок будет рисовать.
• Интересуйтесь играми малыша. Если ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения. Помогите малышу, покажите новые действия (нагрузить в машинку кубики, затем довезти их до места и разгрузить машину; как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками и т. д.)
• Во время игры спросите ребенка, во что он играет, обратите внимание, какие роли ему интересны: мамы, дочки, повара, шоферы и другие. Помогите ему советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка.
• Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки например, к зданию театра, ко дворцу спорта, к разным памятникам, к железной дороге и т. д. Все увиденное вокруг обогатит его впечатления, эмоции, знания.
• Как можно больше разговаривайте со своим ребенком. Помните, что дошкольный возраст - это возраст «почемучек», поэтому очень важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь.
• Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.
Давайте с вами немного поиграем.
Родителям предлагаются ситуации «В гостях», «В поликлинике», «В магазине».
• Выбор участников.
• Что необходимо для игры?
• Продумать диалоги.
• Обсуждение.
Помочь родителям увидеть, что необходимо обратить внимание детей на особенности различных профессий и другие мелочи при посещении магазинов, парикмахерских, больниц и т. д.
К сожалению, наше собрание подходит к концу. Я надеюсь, приняв к сведению информацию о том, что сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, вы сами будете внимательнее относиться к окружающей вас действительности и почаще играть с детьми.
До новых встреч!
Приложение.
Памятка для родителей.
Виды игр
• Сюжетно-ролевые игры
Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой.
И она, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей. Выбор интересного сюжета тоже помогает развитию мышления и воображения ребенка. И конечно же необходим инвентарь для игры, чтобы у ребенка появилась заинтересованность к действию.
• Дидактические игры
Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.
Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.
• Подвижные игры
Движение — это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.
Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам.
• Игрушки
Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У мальчиков должны быть 1-2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте — дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности.
• Конструкторы, пазлы
Во время игры с конструктором мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи — вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.
• Развивающие игрушки
Детишек нужно развивать с помощью игрушек : музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашего малыша.
Список литературы
1. Н. М. Метенова. Родительское собрание в детском саду. Ярославль, 2000.
2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т. Н. Зенина. - М. : Педагогическое общество России, 2007
3. https://www.myshared.ru/slide/272112/
4. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/logicheskie-bloki-denesha
5. https://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-47-45/172-blokidyenesha
6. Портал Gnomik.ru
7. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
8. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез,2011
9. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. - М. : Мозаика-Синтез, 2010