Елена Сердюк
Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР с презентацией «Речевые нарушения и организация коррекционной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1. Добрый вечер, дорогие родители!
Слайд № 2. Наша группа называется речевой или логопедической.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
В переводе с греческого языка, это слово обозначает “воспитание речи”. Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”, называется логопедом. Логопедом в нашей группе работаю я. Зовут меня Елена Ивановна.
Логопедическая группа – это группа для детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР с презентацией „Речевые нарушения и организация коррекционной работы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Слайд № 3. Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР.
ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: фонематического восприятия, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.
В первые две недели сентября проводилось обследование речи детей. Обследование речи проводилось с каждым ребенком индивидуально, результаты обследования занесены в речевые карты детей.
Обследование речи выявило:
Нарушение фонематического слуха – это неумение на слух различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. В следствии чего, ребенок не только заменяет один звук другим, но и пропускает звуки, слоги в словах или заменяет их другими. (сЛободный, вместо сВободный, деверо вместо дерево, игуиосик вместо регулировщик.
Нарушение звукопроизношения. Нарушено произношение свистящих, шипящих, и сонорных звуков.
Нарушение формирования словарного запаса выражается в
-отсутствии в речи обобщающих слов (слово МЕБЕЛЬ заменяется словом КОМНАТА)
- дети не знают названий частей предметов (ножки – это палочки, сиденье – чтобы сидеть).
- с трудом подбирают слова-определения,
- не могут подобрать слова с противоположным значением (высокий - маленький, длинный - не длинный)
- не называют действия (лает (гавкает, мычит (му)
Нарушение грамматического строя речи выражается в
- не умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже: желты мяч, сини автобус, деревы,
- допускают ошибки в использовании предлогов: Девочка мечтает от кукле.
- допускают ошибки в образовании притяжательных прилагательных: белкин хвост
- в образовании относительных прилагательных: сливный сок
Нарушение в развитии связной речи проявляется в
- трудностях возникающих при пересказе сказки, составлении рассказа по серии картин, сюжетной картинке. В лучшем случае это ответы на вопросы короткими фразами или односложно.
Слайд № 4. Состояние двигательной сферы детей с ОНР
Так же дети с ОНР имеют и некоторые особенности в развитии двигательной сферы:
Их движения плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены;
Они испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции;
Отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики: - общей (неловкость движений,- мимической (нечеткость мимических движений, содружественные движения, ограниченный объем, быстрая истощаемость,- мелкой (недостаточная координация пальцев рук, замедленность и застревание на одной позе) - артикуляционной (изменение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, затруднение в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченные возможности произвольных движений;
Слайд № 5. Психологические особенности детей с ОНР
В психологической сфере нужно отметить:
неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления;
неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой;
быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий;
малая познавательная активность, пассивность в общении.
Исходя из всех этих особенностей, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих нарушений.
Слайд № 6. Коррекционная логопедическая работа в группе проводится в форме занятий со всеми детьми (фронтальные занятия, на подгрупповых занятиях, и в индивидуальной работе.
Слайд № 7. В течение недели логопед проводит 3 фронтальных занятия. Одно из них направлено на развитие лексико-грамматических категорий, второе- направлено на развитие связной речи, третье – направлено на развитие фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте. Лексико- грамматическое занятие и занятие по развитию речи проводятся в рамках одной лексической темы.
Слайд № 8. На лексико- грамматических занятиях
расширяется и активизируется словарь по лексической теме,
отрабатывается правильное употребление грамматических категорий (обучение навыкам словоизменения и словообразования).
Слайд № 9. На фонетических занятиях идет
• развитие фонематического восприятия;
• развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
• контроль за внятностью и выразительностью речи;
• подготовка к усвоению элементарных навыков звукового-слогового и языковаго анализа и синтеза.
Дети знакомятся с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Учатся различать «гласные» и «согласные» звуки. Согласные звуки различать по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Слайд № 10. На занятиях по развитию связной речи ведется
• обучение построению самостоятельных высказываний;
• закрепление навыков построения различных типов предложений;
• обучение умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности;
• обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.
Слайд № 11. На индивидуальных занятиях осуществляется формирование правильного звукопроизношения. А для этого необходимо:
развитие фонематического восприятия;
формирование правильного речевого дыхания;
развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
После этого происходит
вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
автоматизация поставленных звуков
А для успешного закрепления поставленных звуков в речи необходимо:
развитие неречевых психических процессов (внимание, самоконтроль, память);
развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Слайд № 12. Помимо всей перечисленной работы на занятиях и вне занятий ведется работа по развитию общей, артикуляционной и мелкой моторики рук.
- Проводятся кинезеологические упражнения для развития межполушарных связей;
Слайд № 13. -Идет работа над диафрагмальным дыханием
-Формируется темпо-ритмическая сторона речи
-Развивается эмоциональная выразительность речи и
-эмоциональная отзывчивость.
Слайд № 14 Роль семьи в преодолении
речевых нарушений у детей:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия;
- ежедневно заниматься с ребенком дома, выполняя рекомендованные задания;
- больше общайтесь с ребенком, читайте, пересказывайте, обсуждайте, заучивайте стихи и загадки.
Слайд № 15 Спасибо за внимание.