Главатских Елена
Родительское собрание в средней группе «Речевое развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос на родительском собрании
«Особенности речевого развития детей 4-5 лет»
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание посвящено одному из самых важных направлений развития детей – речевому развитию.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Речевое развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Итак, тема нашего собрания «Особенности речевого развития детей 4-5 лет». В начале своего выступления я хочу затронуть вопрос о важности и актуальности развития речи.
Как вы думаете, почему для человека – и маленького и большого так важно обладать грамотной и красивой речью?
Ответы родителей :
- Грамотная речь помогает общаться, решать различные жизненные ситуации, помогает лучше понять собеседника и т. д.
Все верно. Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном.
Человеку, не освоившему речевую культуру, трудно учиться и он едва находит работу.
Перейдем к теории этого вопроса. У ребенка пятого года жизни речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.
В речи детей чаще появляются :
- прилагательные для определения цвета. Кроме основных называют дополнительные (голубой, оранжевый, розовый);
- притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка);
- слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ).
Все шире дети используют наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель и др.).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 предложений.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо «хотят», «красная» мяч, «побежу», «побежду».
Развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку дети могут пересказать почти наизусть, могут выучить и рассказать короткое стихотворение. Они чаще становятся инициаторами общения.
4-5 лет – прекрасный возраст «почемучки», дети задают много вопросов, которые придумывают на ходу.
Ребенок в этом возрасте начинает различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Также дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Чем старше становится ребенок, тем большее внимание на его речевое развитие оказывает семья.
Поэтому вам, уважаемые родители, рекомендуется постоянно следить за своей речью: не допускать слов-паразитов, говорить не быстро, правильно произносить слова. Интонация должна быть спокойная.
А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя детьми и выполнить несколько заданий из диагностического обследования по речевому развитию.
Итак, первое задание.
Вам нужно ответить хлопком в ладоши на те слова, в которых есть звук «р».
Готовы?
Крыло, бумага, чайник, рыба, рак, липа, белый, ромашка, фломастер, книга, конфета.
Молодцы! Все справились с заданием!
Для выполнения второго задания вам нужно разделиться на три команды.
У каждой команды будет две скороговорки. Ваша задача – проговорить их как можно быстрее и без ошибок.
Скороговорки
1 команда:
1. На дворе галка, на берегу галька.
2. Нес Григорий пирог через порог.
2 команда:
1. Стал на горох и упал на порог.
2. Смешные шутки у Саши и Мишутка.
3 команда:
1. Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу.
2. Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
Следующее задание: прочитать стихотворение голосами сказочных персонажей.
Для 1й команды – прочитать голосом лисички-сестрички:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
Для 2й команды – прочитать голосом мишки косолапого:
Ой, сердит мороз,
Ветки снегом занес,
Хватает за нос, щиплет до слез.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да санках катаются,
Над морозом потешаются.
Для 3й команды – прочитать голосом испуганного зайчонка:
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Четвертое задание – прочитать стихотворение с разной интонацией или громкостью голоса.
Для 1й команды – прочитать весело:
Дождь! Дождь! Надо вам
Расходиться по домам!
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой сынишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Для 2й команды – прочитать тихо:
Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
Для 3й команды – прочитать грустно:
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький,
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят – ему сто лет,
А шалит, как маленький!
И последнее – пятое задание. У вас на столах лежат конверты с наборами сюжетных картинок. Вам нужно разложить их в логической последовательности, составить по ним рассказ и прочитать его другим командам.
После выполнения задания командам предлагается зарисовать схему-алгоритм составления рассказа по сюжетным картинкам для детей.
Варианты алгоритма: рисунок, схема или карта.
Большое спасибо за внимание и участие в нашей речевой игре! Помните, что вы являетесь примером номер один для вашего ребенка!