Наташа Белякова
Родительское собрание в средней группе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в средней группе на тему «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей».
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
План:
1. Вступительное слово.
2. Поиграем
3. Подведение итогов. Разное.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей“» размещена в разделах
1. Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей».
Дети среднего дошкольного возраста продолжают стремительно развиваться. Особенно этот прогресс заметен в их речи: расширяется словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными.
Для того, чтобы продолжить правильное речевое развитие ребенка важно знать следующие особенности:
После 4 лет дети могут свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами. Речь детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями: дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания; владеют 3000–4000 слов, активно их используют; умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя; знают названия и последовательность времен года; знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти; употребляют вежливые слова; могут идентифицировать свое самочувствие, настроение; умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику; делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории; могут описывать предметы, определять предмет только по описанию; строят фразы из 6–8 слов; используют повелительное наклонение, множественное число; употребляют синонимы и антонимы, правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги; согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу; определяют отличительные признаки предметов; знают разные профессии и их суть; могут без проблем пересказать услышанное, увиденное; знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.
Что необходимо развивать?
• Активный словарь. Кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула). Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.
• Грамматический строй речи. Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи детей становится все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра. Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.
• Связная речь. После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще встречаются непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка. С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Ребенок 4-5 лет все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы. Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.
• Речевой (фонематический) слух. Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р], отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Могут изменять интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Способны определить, есть ли конкретный звук в слове. Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.
• Произношение. В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукопроизношения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.
Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.
Влияние семьи на речевое развитие ребенка
Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится и от того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.
Избежать ошибок помогут следующие советы:
• Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки. Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
• При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
• Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
• Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
• Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;
• Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.
Упражнение «Кокон»
Цель: Показать родителям ситуацию которая происходит во многих семьях.
Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза) .
Анализ: Посмотрите на что поход ребенок - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?
Проблемные ситуации.
Ситуация первая: Ребенок непрерывно задает вопросы : «Что это у тебя?», «Какая это машина?». Не дослушав ответ, ребенок убегает, а затем снова подбегает и задает вопросы.
Вопрос: При каких обстоятельствах у ребенка возникает потребность задавать вопросы?
Ответ: Ребенок хочет быть в контакте с родителем, удерживать его внимание. Познавательной активности здесь не наблюдается.
Ситуация вторая: Ребенок совсем не задает взрослому вопросов или задает их редко.
Ответ: возможно, когда ребенок обратился с вопросом к взрослому, он встретился с критикой или раздражением в свой адрес. Это задело самолюбие ребенка.
Ситуация третья: Сереже 5 лет. Он хорошо разговаривает, но не любит ни рисовать, ни лепить. Родители считают, что ребенок будет хорошо учиться в школе, т. к. он умеет рассуждать.
Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?
Ответ: занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, ребенок учится ставить цель, прилагает усилия к достижению своей цели.
Как достичь качественных результатов? Очень просто! Поиграйте с детьми! Есть очень интересные и нужные речевые игры, которые развивают не только речь, но и другие психические процессы – мышление, память, внимание, восприятие, логику. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы!
! Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну "Речевичок". (звучит фонограмма с записью стука колес, после остановки на каждой станции).
Первая станция - пальчиковая гимнастика.
Мы с вами знаем что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. К упражнениям на развитие мелкой моторики рук относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры в которых речь сочетается с движениями рук.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Вторая станция - игровая
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Ход игры: предлагается подобрать как можно больше слов к слову:
Помидор (какой он) - круглый, красный, гладкий, твердый (мягкий, сладкий, вкусный, полезный…
Арбуз (какой он) - большой, круглый, вкусный, полосатый, алый, сахарный…
Листья (какие они) - желтые, красные, разноцветные, сухие, опавшие, осенние…
Облако (какое оно) - легкое, пушистое, белое…
Трава (какая она) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная. - передавая при это мяч
Игра «Угадай о чем я говорю» (отгадывание предмета по описанию его признаков)
Цель: Актуализация и обогащение словаря прилагательных, обозначающих цвет, вкус, форму, качественные характеристики предметов. Уточнение связи прилагательного и существительного. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с существительным в роде и числе).
Желтая, мягкая, спелая, сладкая, вкусная, сочная (что это)- ГРУША.
Круглый, воздушный, легкий (что это) - ШАР.
Колючая, пышная, лесная (что это) - ЕЛЬ, ЁЛКА.
Круглый, деревянный, обеденный (что это) - СТОЛ.
Вкусный, длинный, хрустящий, пупырчатый (что это) - ОГУРЕЦ.
угливый, длинноухий, пушистый, серый (кто это) - ЗАЯЦ.
Пушистая, рыжая, хитрая (кто это) - ЛИСА.
Румяное, круглое, сладкое, спелое, сочное, наливное (что это) - ЯБЛОКО.
Звонкий, веселый, прыгучий, резиновый (что это) - МЯЧ.
Высокий, пятнистый, рогатый (кто это) - ОЛЕНЬ.
Лохматый, косолапый (кто это) - МЕДВЕДЬ.
Голодный, серый, злой (кто это) - ВОЛК.
Маленькая, быстрая, проворная (кто это) - БЕЛКА.
Хищный, сильный, полосатый (кто это) - ТИГР.
Яркое, теплое, лучистое (что это) - СОЛНЦЕ.
Серый, колючий (кто это) - ЕЖ.
«Назови ласково».
Цель: научить образовывать новые слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: ребенку предлагается назвать ласково слова: кот-котик, яблоко-яблочко, дом-домик и т. д.
«Преврати в огромное».
Цель: научить образовывать новые слова с помощью суффиксов: кот-котище, дом-домище и т. д.
«Один-много».
Цель: упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.
Ход игры: предложить превратить слово во множественное число.
«Это стол. Если их много, мы скажем «Много столов». Ромашка-много ромашек».
«Скажи наоборот».
Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Ход игры: взрослый называет слово и предлагает его превратить в «слово-наоборот». Жарко-холодно, мокрый-сухой, мягкий- твердый, веселый –грустный, большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, грязный - чистый, белый- черный, горячий – холодный, тяжелый – легкий, медленный- быстрый, трусливый- храбрый, близко- далеко и т. д.
«Что каким бывает?»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает
Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)
Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)
Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т. д.
Третья станция – Су-Джок
Для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приемов - как традиционных, так и нетрадиционных.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам расположенных на кистях рук и стопах с помощью использования Су-Джок терапии.
Су-Джок - тренажеры - это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию.
Вместо шариков Су-Джок можно в домашних условиях использовать массажные резиновые мячики.
Четвертая станция - Творческая мастерская
Уважаемые родители, предлагаю вам ненадолго стать детьми и отгадать мою загадку «Что слаще всего на свете?» (сон).
- Правильно, это сон.
- Зачем человеку нужно спать?
(отдыхает, набирается сил, растёт, выздоравливает и т. д)
- Кроме людей кто еще спит на земле?
(животные, насекомые, птицы, растения)
Правильно, животным так же, как и людям снятся сны, только они не могут нам об этом рассказать. Давайте придумаем им сны и нарисуем их.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.
(звучит спокойная колыбельная музыка)
Родителям предлагается нарисовать рисунки на тему «Что приснилось пчеле?» (муравью, слону, комару).
Родители рисуют. По окончанию рассказывают про кого рисовали «сон».
- Какие у вас интересные сны получились. Молодцы, а теперь предлагаю вам достать из конверта рисунок сна вашего ребенка и сравнить со своим.
Подведение итогов:
Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили Ваше внимание на то, что в детском саду и дома необходимо проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, цель которых помочь детям обогатить словарный запас, развивать связную речь и речевое творчество.
5 Заключительная часть.
1. Рефлексия: Родителям предлагается нарисовать на смайлике эмоцию, отображающую полезность информации.
2. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Что нового Вы узнали?
-Чем полезна именно для вас данная встреча?
-Чему могу научить ребенка дидактические игры по развитию речи?
-Ваши пожелания на следующее собрание.