Ольга Лытнева
Родительское собрание «В семейном огоньке» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «В семейном огоньке».
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей; привлечь родителей к решению жизненных ситуаций, семейных конфликтов; учить анализировать свою воспитательную деятельность; вооружить родителей знаниями по вопросам применения различных методов воспитания ребенка; использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Подготовительный этап:
1. Подготовить бейджики для каждого родителя.
Публикация «Родительское собрание „В семейном огоньке“ (средняя группа)» размещена в разделах
2. Подготовить совместно с детьми приглашения на собрания каждой семье.
3. Подготовить материал к игре «Вопрос – ответ».
4. Подготовить игрушки, предметы для игр с родителями.
5. Подготовить смайлики для родителей.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Игра «Вопрос – ответ».
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Давайте поиграем.
5. Творческая мастерская «Дом моей мечты» (в микро группах).
6. Итог.
Столы стоят полукругом. Пока родители собираются, звучит тихая спокойная музыка. Им предлагается написать на бейджике имя, которое было бы удобно для общения на собрании.
1. Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандаши помогут вам записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.
Итак, тема нашей встречи «В семейном огоньке». И, конечно же, у каждого из нас есть свои дни семьи, наверное, все помнят и некоторые даже отмечают их в кругу семьи, привлекая тем самым детей до главных человеческих ценностей. Я думаю, многие согласятся с тем, что человеческое счастье невозможно без семьи. Ни самая захватывающая работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
2. Игра «Вопрос – ответ».
Предлагаю родителям Дом «Счастья». Родители по желанию открывают кирпичи, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.
1. Праздники
Как вы считаете, нужны праздники для детей в семье?
Могут помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
Можно ли посадить за один праздничный стол детей с взрослыми? В каких случаях да, нет?
Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?
Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
Вы ждете гостей, друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до прихода гостей?
Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
2. Семейные архивы: (почетные грамоты дедов, медали).
Расскажите, как вы сохраняете историю семейного рода?
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
3. Семейный отдых на природе
Есть ли у вас традиция выезжать с семьей на природу? Расскажите.
4. Игры с ребенком
В какие игры с ребенком вы играете дома?
Создавайте ребенку условия для игры, различных занятий, труда. Как нами уже отмечалось, дети очень подражают, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.
Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так приходит труд в жизнь ребенка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, накладываем грим, слушаем музыку – разве не мы воспитываем своих детей эстетически?
3. Проблемные ситуации.
Хорошо известно, что ребенок пятого года жизни более самостоятельный, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Ее можно начинать воспитывать с того момента, как ребенок начнет понимать требования окружающих.
Вопрос: Что вы понимаете под словом «послушание»? Как вы относитесь к беспрекословному послушанию?
Мы говорим об активном послушании, которое предполагает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребенок признает справедливость предъявленных ему требований и охотно их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребенок, который не уважает отца, то он не уважает ни царя, ни Бога.
Вопрос: С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей? Обсудим вместе.
В чем секрет успеха воспитания послушания? Прежде всего, в единстве требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно испытывает единство требований всех членов семьи, у него воспроизводится устойчивая привычка.
Ситуация для анализа.
Миша собрался гулять.
- Надень пальто, - говорит отец.
- Не надо, на улице тепло, - возражает мать.
- Надень! - приказывает отец.
- Не надо, - настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Вопрос: Какие последствия подобных воздействий на ребенка? Какое важное педагогическое требование не реализовано?
Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких, и т. д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы сказали сделать, но и на то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполнит, то требование следует повторить еще раз, но не более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не просите ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.
Вопрос: Какой ваш круг запретов?
Важно объяснить причину запрета и запрещать то, что действительно нельзя делать.
Ситуация для анализа
Вова решил строить мост.
- Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.
- Ну, тогда я возьму самосвал, - решает мальчик.
Но мама снова недовольна.
- Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.
Однако книга сына не интересует.
- Пойду, погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.
Вопрос: Какие могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика.
Что можно посоветовать маме?
Можете ли вы назвать допущенные ею ошибки в воспитании?
Их причины? Как ребенок реагирует на неоправданные наказания?
Похожие ваши методы воспитания на те, что использовали ваши родители?
Вывод. Для воспитания послушания важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения. Следует предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.
4. Давайте проиграем.
Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми. Забудьте немного о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем:
«Назови третье». Взрослый называет 2 предмета, объединенные одним родовым понятием и предлагает ребенку назвать третий. К примеру:
Чашка, тарелка.
Велосипед, автобус.
Диван, стол.
Яблоко, банан.
«Вкусные слова». Предложите ребенку по очереди называть и «класть» на ладошку «вкусные» слова. Слова могут быть «холодными», «горькими», «пушистыми», «весенними» и т. д.
«Чего не стало?» Взрослый ставит перед ребенком 5-8 игрушек (любых предметов) и просит запомнить их. Затем ребенок отворачивается, открыв глаза, ребенок должен назвать какой игрушки (предмета) не хватает.
«Говори наоборот». Взрослый называет существительное, прилагательное, а ребенок подбирает к ним слова с противоположным значением:
Печально – весело
Большой – маленький
Холодный – горячий
Светлый – темный и т. д.
«Угадай предмет». Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Ребенок, обследовав предмет, должен его назвать.
Эти игры помогут развить у ребенка речь, внимание, память, мышление. А также подарят вам и вашему ребенку минуты бесценного общения.
5. Творческая мастерская «Дом моей мечты» (в микро группах).
Сейчас мы с вами попробуем стать строителями и построить дом под названием «СЕМЬЯ». Для этого нам надо разделиться на строительные бригады по 3-4 человека. Все необходимое на подносах. В каждой строительной бригаде есть «фундамент», 4 кирпича – для строительства стен, крыша.
Задача: заложить фундамент, то есть выбрать то, что по вашему мнению главное в строительстве семьи (подписать, приклеить, затем 4 кирпича – важные понятия, которые держат и укрепляют семью. Но строительство здания заканчивается, когда сводится крыша. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему эмоциональному состоянию. Выберите «пиктограмму настроения» и приклейте его на крышу – результат вашей работы. И приготовьте несколько предложений, чтобы рассказать о своем доме.
На строительство – 3 мин. Защита – 2 мин.
6. Итог.
Вот и подошло к концу наше собрание. Я благодарю всех, кто принял участие в нем. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому. Давайте сфотографируемся на память о нашей встрече. Позвольте подарить всем небольшие сюрпризы (смайлики).