Ирина Андрейченко
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе
«Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу»
Воспитатель:Андрейченко И. В.
Цель: Объединить усилия семьи и детского сада по вопросам подготовки детей к школе.
Задачи:
-сообщить родителям знания о проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки дать рекомендации;
Публикация «Родительское собрание в подготовительной к школе группе „Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу“» размещена в разделах
-обсудить точки зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка;
- вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Ход мероприятия.
Уважаемые родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. У него изменится образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И не случайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его, образовательная деятельность.
Вопросы для родителей «Сейчас-потом»
- Предлагаю вам сравнить чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого вам нужно ответить на ряд вопросов.
• Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
• Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
• Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери
- Все вы очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка и напишите на одной стороне, те черты, которые помогут, а на другой те черты, которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок-дорожек, ведущих к школе. Черная полоска означает сильное ваше беспокойство, фиолетовая -умеренное, красная- нет особого беспокойства.
-Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе.
Психолого-педагогические аспекты готовности детей к
школьному обучению
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Многие, особенно родители под готовностью к школе понимают именно умение ребенка читать, считать. Давайте же разберемся, что же поможет ребенку «всему этому научиться»?
Этот вопрос мы поднимаем потому, что истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Итак, навыки чтения, письма, счета и другие относятся к обще учебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе.
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.
И определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
педагогическая готовность (специальная) (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета);
психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого уровню психического развития, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований).
Физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, копирование элементов букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т. д.
По большому счету- это усвоение программы ДС. Но как показала практика и исследования, высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь.
Для этого необходима и психологическая готовность ребенка к школьному обучению, или как говорят еще «школьная зрелость"
Психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих:
психофизиологическую,
эмоционально-волевую готовность,
интеллектуальную готовность,
социально-личностную готовность,
мотивационную готовность.
Психофизиологические особенности. Старший дошкольник к началу школьного обучения уже прошел огромный путь в своем психическом развитии к семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека.
Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.
К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
К началу школьного обучения у ребенка должны быть достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.
Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными. Появляется произвольность процессов, а это значит, что ребенок может контролировать свое поведение.
А это достаточно важный компонент готовности к школе - навык произвольности: именно благодаря ему ребенок может управлять не только своим поведением, но и вниманием, памятью и др. познавательными процессами.
Развитие эмоционально-волевой готовности на прямую связано со становлением регулятивной функции психики.
Эмоционально- волевая готовность включает в себя:
1. произвольность поведения, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.
Д. Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:
– умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.
– умение ориентироваться на заданную систему требований.
– умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
– умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.
3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.
Таким образом формируются волевые качества, которые позволяют ребенку успешно выполнять различные задания. Так дети становятся способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия и поступка.
Интеллектуальная готовность – это показатель уровня развития познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.
Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, рассуждать, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира, расширять кругозор, развивать любознательность и речь.
Таким образом, интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, развитие памяти, кругозора, речи. мелкая моторика);
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Социально - личностная готовность к обучению в школе характеризует определенный уровень развития самосознания, развития коммуникативности, коррекция поведения в коллективе, к самому себе.
Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной. К сожалению, многие дети оказываются не готовы, к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.
Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе. В то же время, настраивайте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.
Мотивационная готовность (выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям) предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.
Главным показателем готовности к школе является мотивация, т. е. желание учиться.
Мотивация может быть социальной: желание ребенка играть социальную роль «ученика» (иметь все соответствующие атрибуты, такие как портфель, тетрадь, учебники, ощущать себя взрослым, школьником.
Мотивация может быть познавательной, связанной непосредственно с познавательными интересами ребенка и учением.
Для готового к школе ребенка характерно проявление и социальной, и познавательной мотивации. Полное отсутствие социальной мотивации так же плохо, как и отсутствие познавательной.
Предпосылки возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Как показываете практика эта позиция не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни : новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание именно учиться, узнавать в школе что-то новое. И ребенку необходимо помочь выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни.
В этом случае взрослые должны объяснить детям, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку, сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию - к учебной деятельности.
Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, необходимо предоставьте ему больше самостоятельности в действиях.
И теперь хвалить его не за каждый шаг, а хвалите только за готовый результат. (в школе его не будут хвалить за каждую мелочь). Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие тонкой моторики,мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно ориентироваться в пространстве, определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок должен правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг, а в школе и с доски);
Обозначенные выше компоненты психологической готовности создают основу для формирования у ребенка качеств, необходимых для успешного усвоения программного материала в школе, а также для предпосылок формирования учебной деятельности.
Итог дошкольного детства - готовность к обучению ребенка в школе.
И насколько ребенок, будет готов к школе многое сегодня, зависит от нас педагогических работников ДОУ и родителей.
«Портрет» первоклассника, не готового к школе :
• чрезмерная игривость;
• недостаточная самостоятельность;
• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперреактивность;
• неумение общаться со сверстниками;
• трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
• недостаточное развитие произвольной памяти;
• задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Как помочь ребенку подготовиться к школе?
На что надо обратить внимание…
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы.