Юлия Юрьевна Солод
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» –
Венгер Л. А.
Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей ( дети на вопрос: «Что нужно, чтобы хорошо учиться в школе?» часто отвечают: «нужно купить…»,
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Психологическая готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
готовность к школе – это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой (т. е. развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира). Большую роль играет психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют :
• личностная готовность — отношение к учению
Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят идти в школу. А внутренняя позиция является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать правильное отношение к школе, новому социальному статусу:
Рассказать, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
На доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
Воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
Никогда не говорить, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил.
• интеллектуальная готовность — развитие познавательных процессов
Важно отметить, что чтение и счет не должны становиться самоцелью, нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
- ориентировку в окружающем мире;
- запас знаний;
- развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать);
- развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической);
-развитие произвольного внимания.
Примеры формирования:
Пространственная ориентация: спрятав что-то, направлять командами; по улице наблюдать и рассуждать, что где находится – эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.
Мышление: по улице, в магазине, дома обобщаем, сравниваем предметы и явления, рассуждаем, классифицируем.
Память: осваиваем приемы запоминания – повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, затем по ним пересказать сюжет.
Внимание: учим ребенка быть наблюдательным и внимательным – во что были одеты друзья, какого цвета было платье у подружки.
• социально-психологическая готовность — развитие потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
• эмоционально-волевую готовность — умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
Ее присутствие очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо.
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще и физическую и речевую готовность.
• физическая готовность — норма физического развития;
• речевая готовность — звуковая сторона речи, словарный запас и грамматическая правильность.
Сейчас важно помнить о том, что дети должны много и с интересом играть, ведь недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет». Не перегружайте ребенка множеством занятий, не следует слишком завышать требования, постепенно готовим ребенка к обучению в школе.