Макарова Наталья
Родительское собрание в подготовительной группе «Развитие лексико-грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе.
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Развитие лексико-грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Что такое лексика?
Что такое грамматика и грамматический строй речи?
Грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
1. Формирование умений у детей называть детёнышей животных. Игра: «Детеныши животных»
2. Формирование умений у детей образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Игра: «Назови ласково»
3. Формирование умений у детей изменять существительные по числам. Игра: «Один-много»
4. Формирование умений у детей подбирать глагол к существительному
5. Формирование умений у детей согласовывать прилагательные с существительными
К приведённым ниже именам существительным самостоятельно подобрать по несколько имён прилагательных, например:
Соль – белая, солёная, мелкая.
Виноград какой? —.
Снег какой? — …
Груша какая? —.
Яблоко какое? —.
Сахар какой? — …
Море какое? — …
6. Формирование умений у детей образовывать относительные прилагательные. Игра: «Из чего сделано?»
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
7. Формирование умений у детей образовывать притяжательные прилагательные
Образование притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность). Предложите ребёнку образовать имена прилагательные от данных существительных, например: (повтор ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Чья голова?
У зайца голова – Заячья
медвежья, беличья, волчья, лисья.
Чья лапа?
У белки лапа - Беличья
лисья, заячья, медвежья, волчья.
7. Формирование умений у детей образовывать глаголы при помощи приставок
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК
Попросите ребё нка закончить начатые вами предложения:
Весной птицы прилетают, а осенью.
На дерево залезают, а с дерева.
По дороге ходят, а через дорогу.
В дом входят, а из дома.
9. Формирование умений употребления предлогов
10. Из слов, данных в беспорядке составить предложение:
радуга, дождя, после, небе, на, появилась.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.